В отличие от своих заказчиков, великие архитекторы живут довольно скромно. Аалто в этом плане очень показателен, и мы об этом знаем, но все равно поражаемся, попав в его дом и студию в Мунккиниеми, отдаленном районе Хельсинки.
Романтики добираются сюда на трамвае, практики – на такси. Билеты (так было до пандемии) надо купить на сайте, иначе есть шанс пролететь мимо – пускают только небольшие группы с экскурсией. Трудно сказать, какой сезон идет дому Аалто – такое впечатление, что он мимикрирует и под промозглую осень, и под снежную зиму, а летом благополучно зарастает диким виноградом. Не будем говорить здесь общих слов о том, как Алвар Аалто любил природу, как он ею вдохновлялся, как встраивал свои здания в ландшафт и открывал интерьер экстерьеру. Вы это и так все знаете. Просто немного частных наблюдений.
КАК ВСЕ УСТРОЕНО
Алвар и Айно Аалто переехали в Хельсинки из Турку в 1933. Проектировать дом Алвар начал в 1935, в 1936-м семья уже праздновала новоселье. Тогда Мунккиниеми был даже не районом, а пригородом Хельсинки. Вокруг расстилались сельские пейзажи, и футбольного поля, которое сейчас у вас перед глазами, тогда, конечно же, не было. Вид из окна был принципиально важен для Аалто, также как и стороны света – он планировал свои рабочие места по ходу солнца. Так, в “домашнем офисе” оно западное – скорее всего потому, что с утра архитектор предпочитал рисовать в постели и в студию спускался поздно.
Весь дом – сложносочиненный, но абсолютно логичный. Он четко делится на три части – рабочую, общую жилую и приватную. Студийная часть рассчитана на несколько человек, она двухуровневая, в мезонине сотрудники делали, как правило, макеты, сейчас на хрупкий балкон туристов не пускают. Здесь кипела работа всей архитектурной студии вплоть до 1955-го года, когда Аалто построил офис в 10 минутах от дома и перевел своих сотрудников туда. От просторной студии гостиную отделяет раздвижная перегородка. Дальше – столовая с потрясающим оттенком стен, обитых молескином, окно для подачи в кухню. Спальни, детские, санузлы, небольшой центральный холл, где можно завтракать, – на втором этаже. И на втором же этаже выход на террасу-сад на плоской крыше. Отсюда же можно попасть в кабинет, минуя гостиную – Аалто часто этим ходом пользовался, когда не хотел встречаться с неприятными посетителями.
ДИСЦИПЛИНА БЫТА
Непонятно почему, но сразу накрывает ощущение, что ты где-то в Японии. На это работает и раздвижная перегородка, и плетеная отделка, и рейки по стене, и обилие дерева, и огромные окна в пол в гостиной, и нависающий верхний этаж, как японские откосы крыши. Но, конечно, в первую очередь – присутствие простых, честных и совершенных предметов. Большей частью они произведены компанией Artek, в которой Алвар и Айно были соучредителями. Этот великолепный набор разбавляет мебель, приехавшая из прошлых квартир, – любимое кресло Алвара, стулья в столовой, которые Айно заказывала еще в Италии, ее рояль. Искусство – подарки друзей: Фернана Леже, Корбюзье, Александра Колдера. Тогда весь интеллектуальный мир был одной большой тусовкой, только руку протяни. И чета Аалто дружила с лучшими художниками того времени: зная с детства финский и шведский, Алвар спокойно (хотя и с ошибками) писал письма на немецком, английском, французском, итальянском (это при том, что он был дислексиком и с трудом окончил лицей!).
На втором этаже снова знакомая мебель и дизайнерские находки Аалто: в санузле окно – круглый фонарь в крыше (вспоминаем световые фонари библиотеки в Выборге). Две раковины – те самые, что архитектор разработал для санатория в Паймио: он старался, чтобы вода лилась без брызг и шума. Наконец дверные ручки – опять же его сочинения, сконструированы так, чтобы не зацепиться случайно домашним халатом.