Новый взгляд на дом и сад

АРХБЮРО “ФОРМЫ ЖИЗНИ”: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОФИС

Некоторое время назад казалось, что офисная культура сошла на нет. Но теперь стало появляться такое количество интересных рабочих пространств, что мы не могли не заинтересоваться этой темой и поговорили с Денисом БАРСУКОВЫМ, основателем архбюро “Формы Жизни”, которое последние несколько лет во многом специализируется на проектировании офисов и общественных зон.

Архитектор Денис Барсуков. Фото: Лидия Иляхина

Почему вы выбрали эту профессию?

Я достаточно странно пришел в архитектуру, ничто не предвещало, потому что вся моя семья – геологи и геофизики. Но приятель меня сагитировал, я быстро подготовился и поступил в Университет Землеустройства на архитектурный факультет. После окончания некоторое время работал в финском бюро Equator European Architects, мы занимались большими объектами, в частности, реконструкцией института Склифосовского. Позже немного поработал в бюро Arch 4, потом в ABD Architects у Бориса Левянта. Затем ушел в частную практику и проектировал коттеджные поселки.

То есть сразу после ВУЗа вы ушли в большую архитектуру?

У меня в карьере как-то так складывается, что я иду от большого к малому и обратно)) От концепций развития территорий и проектирования зданий до интерьеров офисных пространств.

Концепция штаб-квартиры МТС
Офис компании “Туризм РФ”. Фото: Валерия Нихоношина

А почему остановились на офисах?

В советское время офис был, скорее, приложением к архитектуре. Корпоративные интерьеры в России в том виде, в котором есть сейчас, появились сравнительно недавно – с момента, как пришли экспаты, то есть где-то с конца 1990-х годов. Именно тогда у нас возник новый жанр – “офисные пространства”, хотя на Западе эта дисциплина существует очень давно. 

На мой взгляд, сегодня подход к массовому жилью обусловлен на 99% экономикой. Стоит задача создать разной плотности и стоимости упаковку. При этом планировочные решения особенно не изменились с 1970-х годов. Это как-то не очень радует. И ничто, что сегодня в жилье строится, может быть, за исключением отдельных объектов в элитном сегменте, конечно, не дотягивает до архитектуры конца XIX – начала XX века.

Конкурсная концепция реконструкции ДСК 500 в Тюмени

Я занимался проектированием загородных коттеджей и у меня накопился приличный опыт работы с частными заказчиками. Здорово, когда вы с заказчиками на одной волне – разделяете какие-то общие ценности, в том числе, и эстетические. Таких заказчиков очень немного. Часто заказчик просто не может сформулировать или для себя определить, что он хочет получить в итоге. Архитектору приходится додумывать. Плюс непредсказуемая длительность проектов, отсутствие дедлайнов, внезапно возникающие управляющий, жена клиента, дети, собаки – каждый со своими пожеланиями. А корпоративный заказчик более понятный. Но главное, у него есть сроки, точные цели и строгий бюджет. Поэтому, когда я открыл собственное бюро “Формы Жизни” в 2012 году, решил сосредоточиться именно на работе с корпоративными заказчиками. Сейчас в бюро 25 архитекторов и дизайнеров, все с большим опытом, в том числе, зарубежным. В работе порядка 20 проектов разной типологии: офисы, места общественного пользования в ЖК, образовательные пространства, интерьеры для медицинских учреждений. Иногда мы делаем и частные интерьеры. Но беремся далеко не за все предложения. Можно, конечно, придумать условный штамп, концепт, который бы нравился всем, – и использовать его во всех пространствах. Так многие работают, но это не наш путь, клише нам не интересны.

Конкурсная концепция реконструкции пешеходного моста на пути к жилому комплексу
Конкурсная концепция реконструкции пешеходного моста на пути к жилому комплексу

А в офисной сфере вы беретесь за все проекты или тоже можете кому-то отказать?

Можем. В первую очередь, по морально-этическим соображениям. Например, недавно мы отказались делать офис компании, которая занимается продажей электронных сигарет. Потому что сигареты – зло, и как бы я объяснял своими детям, над чем я работаю и откуда деньги?  

Существуют ли какие-то модные тенденции в офисных интерьерах?

Конечно. Забавный пример: я физически ощутил время, в которое был сделан интерьер, когда мы искали офис нашему клиенту и попали в башне Федерация в бывший офис Mirax: обстановка начала 2000-х, и мгновенно приходит осознание, что такое сейчас не делают в принципе. Надо понимать, что офис – это театр, декорация. Есть коробка (здание), в ней пустое пространство (офис) – и перед нами стоит задача заполнить эту пустоту функционалом, который требуется заказчику в определенной эстетике и бюджете. Но аренда помещения не вечная, компания разрастается, меняются и добавляются направления. То есть здесь невозможен подход как в частном доме, когда хочется не только пожить самому, но и передать наследникам. В офисах все рассчитано на вау-эффект и на “сиюминутный” комфорт и безопасность сотрудников. Своеобразная машина по привлечению и удержанию специалистов. С одной стороны, это эффективное использование площадей: функционал должен быть у каждого метра площади. С другой – необходимость сделать пребывание на работе максимально комфортным. У человека в течение дня разные потребности: сфокусироваться, изолироваться, отдохнуть. Учитывать надо буквально все. Поэтому много зелени, хороший свет, продуманная звукоизоляция и инженерные системы, интересные визуальные эффекты… В офисах крупных компаний, особенно в IT-сфере, предусмотрено все, чтобы закрыть жизненные потребности работника, включая даже аренду инструментов, – чтобы сотрудник мог взять их с собой и дома что-то починить, а не тратил время на поиски, тем самым, не отрывался от работы. Необходимо учитывать и другие потребности клиентов.

Vip-зона офиса компании “Сегежа Групп”, фото: Владимир Максимов
Издательство “Просвещение”

Например? 

Ну, вот, в офисе финской компании нам необходимо было спроектировать сауну. У корейской найти место для “Heritage Wall” – стены, куда крепятся памятные, дорогие бренду вещи. При хороших показателях они надеялись получить ботинки основателя марки, как когда-то у нас переходящее знамя доставалось отличникам производства. В офисе японской компании нужно было следовать японской корпоративной культуре, учесть иерархическую рассадку сотрудников за столом и таблички с напоминанием что и куда положить перед уходом из переговорной. А в офисе китайской фирмы предусмотреть в столовой не только традиционные круглые столы с крутящейся серединой, индивидуальной вытяжкой и чтобы на каждом из них стоял китайский самовар Хого, но и установить караоке. Иногда проекты требуют полного погружения в мир клиента. Мы делали, например, офис для компании Pixonic, которая разрабатывает мобильные игры. Заказчики попросили сделать рабочее пространство в стиле постапокалипсиса. Пришлось перечитывать фантастов, смотреть компьютерные игры, придумывать им свою “цивилизацию”.

Офис Pixonic, фото: Илья Иванов
Офис Pixonic, фото: Илья Иванов
Офис Pixonic, фото: Илья Иванов

То есть шаблонов в офисных интерьерах быть не может?

Есть общие вещи, но каждый офис строится под задачи конкретной компании, под ее корпоративную культуру. Поэтому и подход каждый раз разный – тем эта область и интересна.  

Как ковид повлиял на офисную культуру?

Как вы помните, сначала все сидели по домам, а после все начали оптимизировать офисные пространства и жизнь в них. Подстраивать, адаптировать график работы. Кто-то работает ежедневно, кто-то “вахтовым” методом. Например, в бюро у нас есть коллега, который 3 недели живет в Минске, а на неделю приезжает в Москву. Потом все поняли, что без живого общения и встреч некоторые вещи делать невозможно и стали возвращаться в офисы, адаптированные под гибридную работу.

Концепт смотровой площадки на Ямале

Были ли в вашей практике какие-то необычные заказы?

В Подмосковье мы проектировали конноспортивный комплекс с элементами иппотерапии, то есть нужно было продумать архитектуру преимущественно для лошадей, а не только для людей. Поэтому долго выясняли, как устроена жизнь лошадей, их привычки, потребности, необходимые габариты пространств, в конце концов. Они социальные животные, им нужно общаться, гулять по определенным маршрутам… Так что теперь мы вполне готовы сделать и целый зоопарк)) 

Еще у нас много проектов в Ямало-Ненецком Автономном округе. Там условия очень суровые, лето короткое, зима длинная. Нас попросили переделать горную метеостанцию в приют для альпинистов. Зимой туда можно просто заехать на снегоходе, а, вот, летом попасть практически невозможно, потому что нужно подниматься в горы пешком часов шесть и столько же спускаться обратно. Поэтому завоз стройматериалов был зимой. Плюс ко всему были ограничения в строительстве из-за сильного ветра, который сдувал абсолютно все. А поскольку зимой очень много снега, то пришлось продумать доступ внутрь помещения через крышу – сделать там люк, чтобы не откапывать входную дверь каждый раз по несколько часов. В общем, достаточно экстремальный проект. Зато теперь понимаю, что мы можем спроектировать полярную станцию. Я хотел бы, это был бы интересный опыт!

Метеостанция в горах “Рай”, фото: Юрий Праздников
Метеостанция в горах “Рай”, фото: Юрий Праздников
Метеостанция в горах “Рай”, фото: Юрий Праздников

Кто из коллег вам близок по духу?

Мне нравится японское архбюро Schemata. В Японии мало ресурсов – дерева, камня и т.д., поэтому любой предмет, любая деталь имеет ценность. Там развита культура повторного использования – то, что у нас пока никак не приживется… Нравится идейный подход Акселя Вервордта – “вторая жизнь” вещей. У себя в бюро мы тоже немного применили этот принцип: наш офис находится в здании 1917 года постройки, и мы сохранили в некоторых местах аутентичные бревна, из которых собраны все внутренние перегородки, не стали их выбрасывать, а использовали в качестве отделки переговорной. Нравится китайское бюро X+Living. Китайцев вообще много интересных. У них меньше нормирования и больше ресурсов и, как следствие, они делают более смелые вещи.

Концепт смотровой площадки на Ямале

Европейцы не такие смелые?

Европейская архитектура больше работает с контекстом, с локальными материалами, поэтому ограничений больше. Мне нравится, что сейчас у нас много архитекторов пытаются найти национальную идентичность, по-новому трактуют русский стиль. Любая архитектура – это всегда компромисс между бюджетом, творческими амбициями, желаниями заказчика и обстоятельствами. Псковско-Новгородская архитектура, церковное зодчество, доходные дома начала XX века и конструктивизм – на мой взгляд, именно они могут быть главными источниками вдохновения для поиска идентичности в архитектуре и дизайне сегодня.

Фото: Лидия Иляхина
ПОДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДМИТРИЙ ВЕЛИКОВСКИЙ: В ЧЕМ СИЛА АРХИТЕКТОРА ДМИТРИЙ ВЕЛИКОВСКИЙ: В ЧЕМ СИЛА АРХИТЕКТОРА

В 2018-м г-н Великовcкий открыл офис в Лондоне и получил European Property Awards за проект «Малая Бронная, 15»

АРХБЮРО MEL: ДОМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МАСШТАБА АРХБЮРО MEL: ДОМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МАСШТАБА

Удобно для жизни

ОФИС АРХБЮРО CHADO ОФИС АРХБЮРО CHADO

Домашняя атмосфера на 450 кв.м

СТУДИЯ ЛАРИСЫ И НАТАЛИИ КРАВЧЕНКОВЫХ СТУДИЯ ЛАРИСЫ И НАТАЛИИ КРАВЧЕНКОВЫХ

Здесь проектируют интерьеры и составляют флористические композиции