Некоторое время назад казалось, что офисная культура сошла на нет. Но теперь стало появляться такое количество интересных рабочих пространств, что мы не могли не заинтересоваться этой темой и поговорили с Денисом БАРСУКОВЫМ, основателем архбюро “Формы Жизни”, которое последние несколько лет во многом специализируется на проектировании офисов и общественных зон.
Почему вы выбрали эту профессию?
Я достаточно странно пришел в архитектуру, ничто не предвещало, потому что вся моя семья – геологи и геофизики. Но приятель меня сагитировал, я быстро подготовился и поступил в Университет Землеустройства на архитектурный факультет. После окончания некоторое время работал в финском бюро Equator European Architects, мы занимались большими объектами, в частности, реконструкцией института Склифосовского. Позже немного поработал в бюро Arch 4, потом в ABD Architects у Бориса Левянта. Затем ушел в частную практику и проектировал коттеджные поселки.
То есть сразу после ВУЗа вы ушли в большую архитектуру?
У меня в карьере как-то так складывается, что я иду от большого к малому и обратно)) От концепций развития территорий и проектирования зданий до интерьеров офисных пространств.
А почему остановились на офисах?
В советское время офис был, скорее, приложением к архитектуре. Корпоративные интерьеры в России в том виде, в котором есть сейчас, появились сравнительно недавно – с момента, как пришли экспаты, то есть где-то с конца 1990-х годов. Именно тогда у нас возник новый жанр – “офисные пространства”, хотя на Западе эта дисциплина существует очень давно.
На мой взгляд, сегодня подход к массовому жилью обусловлен на 99% экономикой. Стоит задача создать разной плотности и стоимости упаковку. При этом планировочные решения особенно не изменились с 1970-х годов. Это как-то не очень радует. И ничто, что сегодня в жилье строится, может быть, за исключением отдельных объектов в элитном сегменте, конечно, не дотягивает до архитектуры конца XIX – начала XX века.
Я занимался проектированием загородных коттеджей и у меня накопился приличный опыт работы с частными заказчиками. Здорово, когда вы с заказчиками на одной волне – разделяете какие-то общие ценности, в том числе, и эстетические. Таких заказчиков очень немного. Часто заказчик просто не может сформулировать или для себя определить, что он хочет получить в итоге. Архитектору приходится додумывать. Плюс непредсказуемая длительность проектов, отсутствие дедлайнов, внезапно возникающие управляющий, жена клиента, дети, собаки – каждый со своими пожеланиями. А корпоративный заказчик более понятный. Но главное, у него есть сроки, точные цели и строгий бюджет. Поэтому, когда я открыл собственное бюро “Формы Жизни” в 2012 году, решил сосредоточиться именно на работе с корпоративными заказчиками. Сейчас в бюро 25 архитекторов и дизайнеров, все с большим опытом, в том числе, зарубежным. В работе порядка 20 проектов разной типологии: офисы, места общественного пользования в ЖК, образовательные пространства, интерьеры для медицинских учреждений. Иногда мы делаем и частные интерьеры. Но беремся далеко не за все предложения. Можно, конечно, придумать условный штамп, концепт, который бы нравился всем, – и использовать его во всех пространствах. Так многие работают, но это не наш путь, клише нам не интересны.
А в офисной сфере вы беретесь за все проекты или тоже можете кому-то отказать?
Можем. В первую очередь, по морально-этическим соображениям. Например, недавно мы отказались делать офис компании, которая занимается продажей электронных сигарет. Потому что сигареты – зло, и как бы я объяснял своими детям, над чем я работаю и откуда деньги?
Существуют ли какие-то модные тенденции в офисных интерьерах?
Конечно. Забавный пример: я физически ощутил время, в которое был сделан интерьер, когда мы искали офис нашему клиенту и попали в башне Федерация в бывший офис Mirax: обстановка начала 2000-х, и мгновенно приходит осознание, что такое сейчас не делают в принципе. Надо понимать, что офис – это театр, декорация. Есть коробка (здание), в ней пустое пространство (офис) – и перед нами стоит задача заполнить эту пустоту функционалом, который требуется заказчику в определенной эстетике и бюджете. Но аренда помещения не вечная, компания разрастается, меняются и добавляются направления. То есть здесь невозможен подход как в частном доме, когда хочется не только пожить самому, но и передать наследникам. В офисах все рассчитано на вау-эффект и на “сиюминутный” комфорт и безопасность сотрудников. Своеобразная машина по привлечению и удержанию специалистов. С одной стороны, это эффективное использование площадей: функционал должен быть у каждого метра площади. С другой – необходимость сделать пребывание на работе максимально комфортным. У человека в течение дня разные потребности: сфокусироваться, изолироваться, отдохнуть. Учитывать надо буквально все. Поэтому много зелени, хороший свет, продуманная звукоизоляция и инженерные системы, интересные визуальные эффекты… В офисах крупных компаний, особенно в IT-сфере, предусмотрено все, чтобы закрыть жизненные потребности работника, включая даже аренду инструментов, – чтобы сотрудник мог взять их с собой и дома что-то починить, а не тратил время на поиски, тем самым, не отрывался от работы. Необходимо учитывать и другие потребности клиентов.
Например?
Ну, вот, в офисе финской компании нам необходимо было спроектировать сауну. У корейской найти место для “Heritage Wall” – стены, куда крепятся памятные, дорогие бренду вещи. При хороших показателях они надеялись получить ботинки основателя марки, как когда-то у нас переходящее знамя доставалось отличникам производства. В офисе японской компании нужно было следовать японской корпоративной культуре, учесть иерархическую рассадку сотрудников за столом и таблички с напоминанием что и куда положить перед уходом из переговорной. А в офисе китайской фирмы предусмотреть в столовой не только традиционные круглые столы с крутящейся серединой, индивидуальной вытяжкой и чтобы на каждом из них стоял китайский самовар Хого, но и установить караоке. Иногда проекты требуют полного погружения в мир клиента. Мы делали, например, офис для компании Pixonic, которая разрабатывает мобильные игры. Заказчики попросили сделать рабочее пространство в стиле постапокалипсиса. Пришлось перечитывать фантастов, смотреть компьютерные игры, придумывать им свою “цивилизацию”.
То есть шаблонов в офисных интерьерах быть не может?
Есть общие вещи, но каждый офис строится под задачи конкретной компании, под ее корпоративную культуру. Поэтому и подход каждый раз разный – тем эта область и интересна.
Как ковид повлиял на офисную культуру?
Как вы помните, сначала все сидели по домам, а после все начали оптимизировать офисные пространства и жизнь в них. Подстраивать, адаптировать график работы. Кто-то работает ежедневно, кто-то “вахтовым” методом. Например, в бюро у нас есть коллега, который 3 недели живет в Минске, а на неделю приезжает в Москву. Потом все поняли, что без живого общения и встреч некоторые вещи делать невозможно и стали возвращаться в офисы, адаптированные под гибридную работу.
Были ли в вашей практике какие-то необычные заказы?
В Подмосковье мы проектировали конноспортивный комплекс с элементами иппотерапии, то есть нужно было продумать архитектуру преимущественно для лошадей, а не только для людей. Поэтому долго выясняли, как устроена жизнь лошадей, их привычки, потребности, необходимые габариты пространств, в конце концов. Они социальные животные, им нужно общаться, гулять по определенным маршрутам… Так что теперь мы вполне готовы сделать и целый зоопарк))
Еще у нас много проектов в Ямало-Ненецком Автономном округе. Там условия очень суровые, лето короткое, зима длинная. Нас попросили переделать горную метеостанцию в приют для альпинистов. Зимой туда можно просто заехать на снегоходе, а, вот, летом попасть практически невозможно, потому что нужно подниматься в горы пешком часов шесть и столько же спускаться обратно. Поэтому завоз стройматериалов был зимой. Плюс ко всему были ограничения в строительстве из-за сильного ветра, который сдувал абсолютно все. А поскольку зимой очень много снега, то пришлось продумать доступ внутрь помещения через крышу – сделать там люк, чтобы не откапывать входную дверь каждый раз по несколько часов. В общем, достаточно экстремальный проект. Зато теперь понимаю, что мы можем спроектировать полярную станцию. Я хотел бы, это был бы интересный опыт!
Кто из коллег вам близок по духу?
Мне нравится японское архбюро Schemata. В Японии мало ресурсов – дерева, камня и т.д., поэтому любой предмет, любая деталь имеет ценность. Там развита культура повторного использования – то, что у нас пока никак не приживется… Нравится идейный подход Акселя Вервордта – “вторая жизнь” вещей. У себя в бюро мы тоже немного применили этот принцип: наш офис находится в здании 1917 года постройки, и мы сохранили в некоторых местах аутентичные бревна, из которых собраны все внутренние перегородки, не стали их выбрасывать, а использовали в качестве отделки переговорной. Нравится китайское бюро X+Living. Китайцев вообще много интересных. У них меньше нормирования и больше ресурсов и, как следствие, они делают более смелые вещи.
Европейцы не такие смелые?
Европейская архитектура больше работает с контекстом, с локальными материалами, поэтому ограничений больше. Мне нравится, что сейчас у нас много архитекторов пытаются найти национальную идентичность, по-новому трактуют русский стиль. Любая архитектура – это всегда компромисс между бюджетом, творческими амбициями, желаниями заказчика и обстоятельствами. Псковско-Новгородская архитектура, церковное зодчество, доходные дома начала XX века и конструктивизм – на мой взгляд, именно они могут быть главными источниками вдохновения для поиска идентичности в архитектуре и дизайне сегодня.