Новый взгляд на дом и сад

КЕНГО КУМА: “МЫ ЖИВЕМ В ЭПОХУ САДОВ”

Фото: Kengo Kuma and Associates

Японские архитекторы, как никто, близки к природе. Особенно если они, так или иначе, переосмысляют традиционную архитектуру. Самые известные имена – Тадао Андо, Кенго Кума и Су Фудзимито. Тадао Андо 80 лет, он самоучка и лауреат Притцкеровской премии, Кенго Куме – 67, Су Фудзимито – 50. Все трое виртуозно работают с природным окружением, делая ландшафт главным героем своей архитектуры. Тадао Андо монументален, для него природа – это храм, кстати, он часто строит культовые сооружения. Су Фудзимито – непредсказуем и текуч, он в ландшафте растворяется. А Кенго Кума – разрушитель границ. Его любимая тема – размыть грань между природой и домом, между in и ex, сделать стену здания призрачной.

Фото: Иван Гущин

И ему это блистательно удается, например, с помощью “мерцающих” фасадов. Архитектор использует спроецированные им жалюзи из самых разных материалов, дополнительные оболочки для зданий, сетки, набирает фасады из палочек, плиточек, стеклянных панелей, везде оставляя ритмичные пустоты, так что непонятно, это все-таки стена или решето. Наш любимый мерцающий фасад – у виллы “Лотос”, это старый проект Кумы. Он похож на шахматную доску. Здесь белые клетки – плиты травертина, а черные – это воздух. 

Вилла Лотос. Foto © Daici Ano

И так у него всегда – объем никогда не закрыт полностью, всегда прозрачен, проницаем. Потому что самое интересное для Кенго Кумы происходит на границе внешнего и внутреннего, воздушного и твердого. 

А еще он очень любит сады. Ну, это естественно, это японское любование природой. И самые поэтичные проекты Кумы – они с садами.

Японский сад в Портленде. Foto © James Florio

За реорганизацию Японского сада в Портленде Kengo Kuma and Associates получили главную премию ландшафтных архитекторов ASLA. Этот сад – один из самых значительных японских за пределами Японии (территориально 3,7 + 1,4 га). Постройки по проекту Кенго Кумы идеально вписаны в природу, у них двухуровневые кровли (верхний уровень засажен травой), по форме они напоминают традиционные пагоды, а фасады украшают вертикальные деревянные «жалюзи» из нутканского кипарисовика.

Foto © James Florio
Foto © James Florio
Музей Ганса Христиана Андерсена © Kengo Kuma and Associates

Музей и сад Ганса Христина Андерсена в Оденсе открылся этим летом. Мы видели много фото интерьеров, но почему-то нигде нет общих видов, пока только впечатляющие рендеры, видимо, до сада-лабиринта, в котором можно играть в прятки, еще далеко (крупномеры сажали, но изгородей, возможно, еще нет). Оденсе – маленький город с маленькими домиками, в одном из таких и жил великий сказочник. Понятно, что поклонникам Андерсена было тесно в мемориальной-квартире, теперь есть настоящий волшебный центр. Большая часть его под землей – с намеком на сказку “Огниво”. А круглые стеклянные павильоны наверху снабжены вахверками, и они уместно смотрятся в старом датском городе. 

© Kengo Kuma and Associates
Музей Ганса Христина Андерсена в Оденсе
Музей в саду Альбера Кана

Музей и сад Альбера Кана открываются этой весной 2022 после глобальной реставрации. Новая архитектура музея – также за подписью Kengo Kuma and Associates. Знаменитый банкир, меценат и путешественник Альбер Кан собрал не только самую выдающуюся коллекцию этнических фотографий начала XX-го века (“Архив Планеты”), но и превратил в райское место пригород Парижа, разбив там три сада – французский, английский и японский. Вполне логично, что конкурс на реставрацию этого комплекса выиграл Кенго Кума. В архитектуре музейного здания он применил свой излюбленный прием – построил современную энгаву. Энгава – это открытая галерея вокруг японского дома, промежуточное пространство между интерьером и экстерьером. С нее можно любоваться садом, она дает тень, создает игру света и тени. Такое пространство Кума организовал и вокруг музея, а верхнюю часть панорамных окон “зашторил” деревянными накладками. Получилась тень и отличные виды.

Японский сад Альбера Кана
Музей и сады Галуста Гульбенкяна в Лиссабоне. © Kengo Kuma and Associates

Музей и сады Галуста Гульбенкяна в Лиссабоне. Это новый проект расширения музейной площади, и главный героем здесь будет не музей, а сад, по словам Кенго Кумы. Здесь снова появляется энгава – пространство ни in, и ни ex, галерея с навесом, которая займет довольно много места. Архитектору интересны эти пространственные переживания, интересно, что чувствует человек в укрытии от непогоды, но во власти сада. “Я думаю, что архитектура нам нужна, но постольку-поскольку, – говорит Кума. – А вот сад нужен всегда”. Эта его уверенность возросла после первого ковидного года.  “Мы живем на планете Земля. Мы не живем в архитектуре. Во время пандемии люди почувствовали риск внутренних пространств, замкнутых пространств. Выйти наружу стало насущной необходимостью”.

Музей и сады Галуста Гульбенкяна в Лиссабоне. © Kengo Kuma and Associates
Парк Тучков буян в Санкт-Петербурге. © Kengo Kuma and Associates

Парк Тучков буян в Санкт-Петербурге. Проект, в котором приняли участие все звезды мировой архитектуры, закончился скандалом. Парка в его первоначальной идее не будет, большую часть территории займут здания Судебного квартала. Проект Kengo Kuma and Associates не вышел в призеры, но он интересен своей радикальностью. Кума предложил засадить пространство у реки лесом. Плотным лесом. И пустить сквозь лес одну большую перголу с павильонами. Дикая природа посреди культурной столицы – это был бы необычный опыт.

Парк Тучков буян в Санкт-Петербурге. © Kengo Kuma and Associates
Парк Тучков буян в Санкт-Петербурге. © Kengo Kuma and Associates
Проект библиотеки Генрика Ибсена.© Kengo Kuma and Associates

Проект библиотеки Генрика Ибсена. Конкурс выигран весной 2021 года. Библиотека в норвежском городе Шиене будет огибать парк огромным бумерангом, стеклянные стены создадут единство природы и интерьера, во дворе появится амфитеатр. Самое интересное – изогнутая ступенчатая крыша, которая спустится к парку. Её покроют деревянной черепицей в форме листьев, местами эта крыша будет пористой, что даст находящимся в помещении рассеянный свет, как сквозь листву в лесу. Как всегда все технически сложно, но на то Кума и гениальный архитектор, чтобы довести задуманное до конца.

Проект библиотеки Генрика Ибсена.© Kengo Kuma and Associates
ПОДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
АВАНГАРДНЫЙ СПА ТОТАНА КУЗЕМБАЕВА АВАНГАРДНЫЙ СПА ТОТАНА КУЗЕМБАЕВА

Этот спа-комплекс – часть большой усадьбы, расположенной на косе между двумя озерами

ДОМ-КВАДРАНТ РОБЕРТА КОНЕЧНОГО ДОМ-КВАДРАНТ РОБЕРТА КОНЕЧНОГО

Частные дома Роберта Конечного десять раз были номинированы на премию Миса ван дер Роэ

ПРИРОДА ВХОДИТ В ГОРОДА ПРИРОДА ВХОДИТ В ГОРОДА

Найджел Даннет и его правила сада

САД ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ Z САД ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ Z

Разговор с Людмилой Белых – одним из самых авторитетных ландшафтных дизайнеров