Этот проект Александр Гривко называет самым любимым из всех, что он когда-либо создал в России. Усадьба Ореховно, разумеется, не в счет.
Загородный участок принадлежит давней подруге Александра – коллекционеру и бизнес-леди Марине Лебедевой. Место она выбрала атмосферное – старая Жуковка, академические дачи в окружении соснового леса, с тропинками, усыпанными битым красным кирпичем… Современный, нестандартный дом спроектировал Дмитрий Долгой, интерьерами занималась сама Марина и ее помощница Наташа Рухадзе, которая, в том числе, подбирала первое искусство для внутреннего пространства. Позже к подборке арта присоединилась Елена Крылова. А, вот, проект сада появился задолго до того, как Долгой построил дом.
Cлово Саше: “Этот сад задумывался еще даже до появления самого участка. Нам хотелось графичного монохрома, с прямоугольными блоками кизильника, стройными и строгими тисовыми аллеями. Но жизнь внесла свои коррективы: интерьер со временем наполнился домашними уютными вещами, и пришла идея преобразить сад тоже – придать ему плавные, мягкие, даже женственные линии. Это единственный проект в моей практике, где сад кардинально изменил свой облик – всего за один сезон, без каких-либо основательных вмешательств, просто задали растениям нужную форму”.
В основе – кизильник блестящий, любимая Гривко липа европейская, на солнечных лужайках высажены сосны горные, визуально поддерживающие кизильник своими зелеными пушистыми формами, вдоль бассейна разбита аллея из ирги Ламарка. В течение сезонов сад меняет свой окрас: принцип построения пространства и подбора растений в чем-то схож с японским, хотя здесь нет камней или отсыпанных гравием дорожек. Ранней весной появляются бутоны на ирге, создавая на кроне дымку, которая вторит кирпичным фрагментам дома. Затем бутоны раскрываются и превращаются в белые облака, отражающиеся в стеклянных фасадах. Осенью сад наполняется фантастическими насыщенными красками: от оранжевых до винно-красных. Зимой же главенствует архитектурная графика ветвей.
Сад постепенно стал наполняться искусством, и причем очень хорошим. Фигура-обманка “Фанерный Летний Сад” Александра Шишкина-Хокусая встречает гостей в липовой аллее; на лужайке “Грачи прилетели” Полисского; в кустах спрятался рояль Анны Жолудь; у забора собрались капли “Дождя” Самуэля Сальседо; на пенек присел гном Ивана Горшкова; и все это (да и не только, в списке художников больше 20 имен) освещает “Частная луна” Леонида Тишкова.
Изначально перед Гривко не стояло задачи продумать “арт”-точки, но он всегда держит в голове, что в том или ином уголке сада может появиться скульптура или дорогой сердцу хозяев объект. У него и в договоре среди первостепенных задач прописаны планы расстановки малых архитектурных форм.
“Даже если искусство не заложено в либретто проекта, человек в какой-то момент может купить классную скамейку или условного гнома, и я должен заранее просчитать место, где новое приобретение не будет выглядеть чужеродно. Очень важно вписать арт-объекты деликатно, чтобы садовое пространство не превратилось в обычную выставочную площадку. И, конечно, важна сама подборка коллекции.
Помню, как-то в саду Этрета решили сделать выставку лэнд-арта художников из разных стран. Когда перед началом мне показали все, что планировалось выставить, я пришел в ужас. Потому что каждая работа сама по себе была хороша, но вместе в одном пространстве они не могли существовать в принципе. Пришлось приложить немало усилий, чтобы отказаться от доброй трети. Сад уже является арт-объектом, и на его фоне должны экспонироваться релевантные, логичные месту работы. Это очень тонкий момент.
В России далеки еще от таких нюансов – при том, что страна полна совершенно гениальными художниками, скульпторами. А в массовом сознании нет понимания ценности работы, нет культуры, поэтому так распространены подделки. Но Марина не из таких. Она тонко, долго, тщательно подходила к выбору, это был настоящий творческий процесс. Все предметы прекрасны, и здорово, что большая их часть – работы русских художников”.