Новый взгляд на дом и сад

ВАЛЕНТИН ЛЕЛЬМАНН: ПРЕДМЕТЫ И ПРОСТРАНСТВА

Автор проектов - Valentin Loellmann.

Фото - Jonas Loellmann.

Поговорили с Валентином Лельманном – дизайнером, приехавшим в Москву представлять на Cosmoscow свою уникальную мебель (спасибо, галерея “Тираж 1/1”!). Он и собеседником оказался уникальным. Валентину 36, он из Южной Германии, живет и работает в Маастрихте. Его работы выставляются на PAD и FIAC, а сам он главным своим проектом называет собственную студию, переделанную из здания шляпной фабрики, с садом внутри и снаружи и магическим интерьером.

“Я начинал как предметный дизайнер – потому что меня этому учили. А мог бы начать с чего-то другого – немудрено, я родился в семье художников, у меня братья и сестры занимаются артом в разных сферах. В детстве отец научил меня создавать свое пространство – и с тех пор это мой главный принцип. Пространство определяет все. Диктует, какими должны быть предметы. Бесконечно вдохновляет, если ты сделаешь его под себя. Это мой мир, мой кокон”.

Первые работы Валентина – небольшие табуретки из ветвей, соединенных композитным материалом. Уже в них видна особая грация формы и торжество ремесленного труда. Мебельный проект Лельманна почти сразу стал успешным, благодаря его виртуозной работе с материалами, и он мог бы дальше спокойно развивать эту тему.

“Но я чувствовал, что нахожусь в плену функции, что это не совсем мое. Тогда я сделал… лестницу. Из меди и дерева, спаивая оба материала в одно и дав им возможность проявить себя, показать движение. Это не утилитарный предмет, скорее символический. Я понял, что мебель для меня – просто средство. Средство для выражения моих видений и фантазий. А в следующий раз будет не мебель, а что-то другое”.

Сейчас у Лельманна в студии работает 8 человек, но он все предметы пропускает через свои руки. Да, кстати, у него красивые рабочие руки с царапинами и краской, забившейся в трещины кожи. Такому доверяешь. Его предметы кажутся отлитыми целиком по единому лекалу, вместе с металлом и древесиной – но это кропотливая ручная формовка.

“У меня есть принципы. Я никогда не беру заказы – несмотря на постоянное давление галеристов. Обязательно работаю сам над каждым предметом. Я не тиражираю предметы просто потому, что повторяться скучно. Еще это может показаться странным – но мне очень легко из ничего сделать нечто. Поэтому я никогда не делаю набросков и не придумываю концепций. Иду сразу к станку и начинаю работать с материалом”.

Вещи Валентина необычайно тактильные – он и делает их с расчетом на неосознанное желание зрителей потрогать гладкое дерево, зазубрину на металле, шов между медью и орехом. Он так делает и свои интерьеры – вознося и штукатуря стены до почти скульптурного облика. Первым экспериментом стала рабочая студия – бывшая шляпная фабрика – в центре Маастрихта. Затем Валентин ухитрился добиться разрешения на перестройку старой конюшни прямо на берегу Мааса (добивался и согласовывал переделки 2 года, строил 2 месяца). Теперь он здесь живет с женой и маленькой дочкой. По всему дому – уже знакомый аскетичный органический стиль, белые скульптурные стены. Особенно хороша мансарда, где разместилась спальня. В планах у Лельманна грандиозный проект-мечта – переделать огромную старинную фабрику 1920-го года архитектора Яна Вибенги под public space, с садом и мастерскими. Переговоры со всеми инстанциями прошли успешно, работы начнутся уже через месяц.

“Если вы спросите, что меня действительно вставляет, то я скажу – не арт и не дизайн, а архитектура и ландшафт. Обычные городские площади – вот чудо, вот небывалый источник энергии. И моя мечта – сделать общественное пространство, которым могли бы пользоваться все”.

Его мастерская известна еще и тем, что в ней есть сад. Сад во дворе, и сад внутри. Во дворе – высокий бамбук, водоем, маленький водопад, все очень по-японски: Валентин неоднократно бывал в Японии с отцом, керамистом, проникся уровнем ремесла и культуры и был даже готов переехать в юго-восточную Азию. Но и внутри дома тоже растут деревья!

“Я хотел, чтобы были джунгли, как в оранжереях ботанических садов. Мне сказали, что это невозможно. Тогда я просто разобрал часть пола и выделил место под деревья – 60 кв.м. Меня не устраивали горшечные, хотелось полноценного эффекта леса. Поехал в специализированный магазин за крупномерами. Там мне тоже сказали, что сам я не справлюсь, дурацкая затея. Все равно посадил – что-то не прижилось, но большая часть деревьев отлично себя чувствует. Такое совсем не типично для Маастрихта, где земля на вес золота. Но мы счастливы в нашем саду, он реально помогает снимать стресс и создает атмосферу”.

Подобный опыт Валентин будет повторять и в своем новом редевелопперском проекте. Удачи! Ждем.

“Меня с детства учили создавать свое собственное, особенное пространство…”

Для того, чтобы пристроить такую мансарду к историческому зданию, Валентин Лельманн обивал пороги разных канцелярий два года.

ПОДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДМИТРИЙ ВЕЛИКОВСКИЙ: В ЧЕМ СИЛА АРХИТЕКТОРА ДМИТРИЙ ВЕЛИКОВСКИЙ: В ЧЕМ СИЛА АРХИТЕКТОРА

В 2018-м г-н Великовcкий открыл офис в Лондоне и получил European Property Awards за проект «Малая Бронная, 15»

ИТАЛИЯ: СТАРОЕ VS НОВОЕ ИТАЛИЯ: СТАРОЕ VS НОВОЕ