Новый взгляд на дом и сад

КОГДА ВСЕ ОРГАНИЧНО

ПРОЕКТ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ: МИХАИЛ КОЗЛОВ ПРИ УЧАСТИИ ТАТЬЯНЫ СКИБО И МАРИИ ХОХЛОВОЙ

Проект озеленения – Архитектура Живой Формы
Проект освещения – Анна Харченкова
Проект фонтанов и искусственных водоемов – Green Brothers
Конструкции ландшафтных элементов – Арконт
Озеленение кровли – Экопочва-ЛД
Архитектурная концепция здания – J. MAYER H. und Partner, Architekten mbB
Архитектурный проект здания – Александр Эрман
Фото – Илья Иванов

Бюро Юргена Майера спроектировало дом в Подмосковье, а архитектор Михаил Козлов спланировал там ландшафт. И рассказал нам о том, что получилось.

Начало

Когда я подключился к проекту, концепция дома была уже готова. Уже многое было понятно – про что этот проект, какой заказчик, степень смелости этого заказчика. Было понятно, что органическая архитектура, типичная для немецкого бюро J.Mayer.H, требует продолжения в ландшафте. Были придуманы две большие террасы, которые спускаются на землю. Основной дом – трехэтажный, накрыт единой бетонной конструкцией, над землей только два этажа – архитекторы из Jurgen Mayer H. хотели максимально его понизить. Поэтому и все сервисные строения “закопаны” – они выглядят как зеленый холм и благоустройство проходит на крыше. Появившиеся дорожки соединяют террасы дома со всем участком.

Функционал

Снизу на плане въездная группа и сервисная группа. Далее спортивная зона с банным комплексом и бассейном. Ближе к реке – пляж. Центральная часть – озеро, беседка и малый водоем, соединенный ручьем. Берег реки довольно заросший, поэтому ее хорошо видно только поздней осенью и зимой. Ближе к дому – детская площадка. Изначально на участке 3,5 га не было ни одного куста или дерева.

Как отгородиться от соседей и стереть границы

Есть два приема. Мы придумали подпорные стенки переменной высоты – максимально 3.5 м. с двух сторон участка. Получилось очень плавное понижение рельефа к середине с высокими боковинами – такой рельеф напоминает хафпайп, но, конечно, здесь он не считывается, это совсем плоский желоб. Зато, когда мы находимся в середине ландшафта, мы не видим ни заборов, ни соседей, границы территории размыты. Еще один нюанс – за подпорными стенками проложены дорожки – это сервисные маршруты, и весь транзит персонала также не виден с участка.

Второй прием довольно распространенный. Изначальное небольшое понижение в сторону воды мы выровняли по всему участку, но зато у самой воды сделали откос. Что это дает? Мы видим больше пространства и зелени, и меньше забора, поскольку участок оказывается выше.

Как работает холм

Повышение рельефа всего лишь на метр уже дает эффект камерного пространства, особенно, если посадить на этот холм массив высоких злаков, – так мы сделали у спортивной площадки

Сад для джоггинга

Хозяин любит бегать по утрам, поэтому для него были проложены маршруты с разной нагрузкой. Геопластика оказалась незаменима.

Компромиссы

Я архитектор, я не умею рисовать сад бонсаев или альпийские горки. И я люблю природный стиль. Я объяснял, что это такое, и в какой-то момент заказчик согласился на масштабные луга в духе Даннета и Удольфа. Тем не менее у нас есть отдельные микро-сады, или, скорее, моно-клумбы. Массив астранции, например. Хотя есть и заросли хост, и щитовник. Без бонсаев, правда, тоже не обошлось: все-таки это по-прежнему элемент современного российского сада. Хотя мы поместили формованные сосны в кратеры из кортена. С другой стороны у нас есть бетонные разломы, где растут такие же сосны, и эта часть производит впечатление гигантской пустоши, где все засыпано вулканической пемзой. Так или иначе, но наши бонсаи выглядят довольно необычно.

Луга насколько хватит глаз

Центральная часть получилась, как задумывалась. По сути у нас вокруг озера большой партерный газон и длинные массивы злаков – из щучки и вейника. Внутри щучки – многолетники, в основном астровое семейство, нивяник, мелколепестники, гелениум – мы сосредоточились на одном виде. У водоема другой набор – дербенник, рогоз, кровохлебка, болотные ирисы. Еще есть гигантские монопасадки ириса. По весне цветут поля луковичных. Вообще, вся центральная часть – это большой луг и акцентные редкие деревья. Участок просматривается насквозь.

Ответ архитектуре

Изначально предполагалось, что весь фасад будет сложносочиненный гнутый. Но так отлить фасад из бетона довольно сложно. Поэтому волнообразную форму получили за счет фальш-фасада – из латунных цепей. Над этой задачей работал Саша Эрман. И, конечно, у нас есть ответ фасаду в ландшафте – за счет криволинейных контуров дорожек и изгибов газона и водоемов. Когда ты находишься на объекте, то эта связь хорошо считывается.

Подпорные стенки

Часть сделана из бетона, часть из габионов. Чтобы добиться такой фактуры, в деревянной опалубке вырезали щели, затем набирали ее на фанерный щит – получились острые зубья. Здесь прекрасно растет виноград.

Щебень и терравей

У нас два основных материала для мощения. Основной – это отсыпка из щебня – естественная, природная, беспафосная структура. Но в какой-то момент стало понятно, что будут праздничные события и будут дамы на каблуках. Чтобы сохранить одну текстуру, мы ввели еще terraway вокруг дома и на главных дорожках – по сути, это склеенный щебень, но он пропускает воду, что очень удобно с точки зрения дренажа участка. Еще присутствует гранитная плитка при въезде – где требовалось твердое покрытие.

Опыт

Я закончил ГУЗ – университет по землеустройству. Программа ГУЗа близка программе МАРХИ, у нас не было никакой специфики, связанной с ландшафтным дизайном. Больше помогла, скорее, моя долгая работа в Wowhaus: я был ведущим архитектором на проекте Крымской набережной, долго работал над проектами в Туле… Кроме ГУЗа, был год в «Стрелке», но я еще планирую пойти учиться на биофак МГУ – мне нужно больше знаний о природе.

Заказ частный или общественный?

Я бы не брался за частный проект, если бы у меня не было высокой степени свободы. Здесь я делал почти все, что хотел. Заказчик мне доверял, потому что ему был нужен именно архитектурный подход, а не частные приемы дизайнера или дендролога. Как архитектор, я сделал множество общественных пространств, связанных как с интерьером, так и экстерьером. Сейчас, например, это экстерьер Политеха, через год мы откроем и сам музей. Я попробовал себя на многих проектах от Электротеатра до набережной в Туле, и скажу, что все общественные пространства объединяет одно – это место для абсолютно разных людей, где нет одного четкого запроса. Здесь учитывается слишком много разных критериев. И программирование этих пространств, схем поведения людей в них – наша основная задача. Наверное, я и в частные проекты переношу этот метод. И он работает.

ПОДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
АВАНГАРДНЫЙ СПА ТОТАНА КУЗЕМБАЕВА АВАНГАРДНЫЙ СПА ТОТАНА КУЗЕМБАЕВА

Этот спа-комплекс – часть большой усадьбы, расположенной на косе между двумя озерами

ДОМ В БРАЗИЛИИ ОТ STUDIO MK27 В СТИЛЕ IN/EX ДОМ В БРАЗИЛИИ ОТ STUDIO MK27 В СТИЛЕ IN/EX

Вся архитектура построена на сочетаниях открытых и закрытых пространств, на одном конце маленький сад, на другом – патио