Мы познакомились с Эриком Донтом на интерьерной выставке в Брюсселе и были совершенно им очарованы. Он наследует бельгийской ландшафтной школе с ее скульптурностью и делает это современно, дерзко и одновременно аккуратно. Донт учился на художника-графика, признавал только черные чернила и тонкие линии, но ушел с третьего курса – решение было принято после разговора с приятелем, растившим фруктовые деревья. Он открыл студию в 1989-м, и сначала клиентов не было, весь год он сидел и рисовал. Затем появляется заказ – на исторический сад! “Но я-то хотел проектировать современные сады! – восклицает Эрик. – пришлось побороться”.
С тех пор он такое и делает – не исторический сад, но с уважением к месту, не набор функций, но скорее живописную и уместную абстракцию. Прекрасно он нем пишет Майкл Думиак: “Эрик Донт тренировал глаз как график, выбирая правильные расстояния между буквами, делая книжные обложки. От миллиметров в типографии – к метрам в топографии, искусство оказалось похожим. “Нет, это не геометрия, – говорит Эрик. – Это баланс в пустом пространстве между двумя формами”.
Донт почти всегда работает с живыми изгородями, он создает зеленые комнаты, как и много веков до него. Но его изгороди не диктуют перспективу, а лишь намечают, стен здесь нет, есть углы, и есть общее назначение места: вот здесь вы прогуливаетесь, здесь обязательно остановитесь и будете счастливы, а здесь окажетесь в совсем новом удивительном пространстве. Благодаря ему, появляется сложный рельеф. Пейзаж генерит новые ситуации.
Критики называют Донта дизайнером-гуманистом. Его подход – ренессансный. Его сады – вытаскивают человека из дома, уводят, утешают, дают ответы на вопросы: “Прогулка. Это ведь всегда был самый мощный способ справиться с душевной или физической болью”.
Почему вы решили участвовать в новой, никому пока неизвестной выставке IIIDE, посвященной, к тому же, дизайну интерьера?
Брюсселю не хватает красивых событий. Brafa, Art Brussels – вот и все, что есть. Хороший дизайн нужно продвигать. Поэтому я согласился сделать такую природную комнату. Но природа у меня – это неограненный алмаз. Кусты с комьями земли, азалия, остролист и мускусные розы Ленса, кстати, очень популярные среди русских клиентов – постоянно вижу, как они приезжают в питомник. Эти розы – из 20-х гг, со сложным, почти английским бутоном, но они идеальны для пейзажных садов. В пару к ним я поставил вазы ар деко из галереи Minotaure – это уже настоящий бриллиант, ограненный алмаз.
И гипсовые модели… такой отличительный знак вашей работы. Они вам необходимы?
Это мои скульптурные черновики. Работа с гипсом подталкивает к новым идеям, свежим образам. Вот эта гипсовая воронка – не что иное, как будущая изгородь из тиса ягодного. Это комната в экстерьере, когда вы в ней, вы защищены, как коконом, можно сидеть и читать, например, Шекспира.
Вы почти всегда работаете с историческим наследием, но ваши сады не назовешь классическими.
Мы пытаемся донести простую мысль: да, есть наследие. Но всегда есть и эволюция. Нельзя воспринимать ландшафт как статичный элемент, он будет развиваться. Не насилуйте природу, живите рядом с ней. Задерживайтесь в ней.
Как вам работалось с Дрисом ван Нотеном?
О, мы познакомились еще в 1995-м году. Потом проводили много вечеров, обсуждая цвет роз для его сада, варианты растений, это все выливалось в фантастический диалог. Надо сказать, что энергия сада жизненно необходима Дрису и Патрику, они же работают на износ. Мы сотрудничали пять лет. И я видел, как ван Нотен “вытаскивает” из природных картин особые сочетания оттенков, которые другие люди просто не замечают.
“Но здесь же не видно руки дизайнера!” – “А разве ее нужно видеть?” (Эрик Донт)
Как сделать идеальный сад?
Начните с окон в доме. Окна – это та же живопись, что вы в них увидите? Не спешите. Поужинайте. Думайте о красоте, обостряйте чувства. Дайте себе время поразмыслить и принять решение. А если решение принято – действуйте быстро. Да, кстати, очень люблю Россию – за высочайший культурный уровень. Мы заканчиваем под Санкт-Петербургом многолетний проект с Борисом Вервордтом, так вот, когда я я приезжаю к вам по работе, я всегда беру еще один дополнительный день, чтобы просто пойти на концерт.
Ваши “правила сада”?
Никогда не используйте пластик. Вода – это главное.