Новый взгляд на дом и сад

ЭРИК ДОНТ: МОДЕЛИРУЯ ПРОСТРАНСТВО

Фото садов – Jean-Pierre Gabriel

Мы познакомились с Эриком Донтом на интерьерной выставке в Брюсселе и были совершенно им очарованы. Он наследует бельгийской ландшафтной школе с ее скульптурностью и делает это современно, дерзко и одновременно аккуратно. Донт учился на художника-графика, признавал только черные чернила и тонкие линии, но ушел с третьего курса – решение было принято после разговора с приятелем, растившим фруктовые деревья. Он открыл студию в 1989-м, и сначала клиентов не было, весь год он сидел и рисовал. Затем появляется заказ – на исторический сад! “Но я-то хотел проектировать современные сады! – восклицает Эрик. – пришлось побороться”.

С тех пор он такое и делает – не исторический сад, но с уважением к месту, не набор функций, но скорее живописную и уместную абстракцию. Прекрасно он нем пишет Майкл Думиак: “Эрик Донт тренировал глаз как график, выбирая правильные расстояния между буквами, делая книжные обложки. От миллиметров в типографии – к метрам в топографии, искусство оказалось похожим. “Нет, это не геометрия, – говорит Эрик. – Это баланс в пустом пространстве между двумя формами”.

Донт почти всегда работает с живыми изгородями, он создает зеленые комнаты, как и много веков до него. Но его изгороди не диктуют перспективу, а лишь намечают, стен здесь нет, есть углы, и есть общее назначение места: вот здесь вы прогуливаетесь, здесь обязательно остановитесь и будете счастливы, а здесь окажетесь в совсем новом удивительном пространстве. Благодаря ему, появляется сложный рельеф. Пейзаж генерит новые ситуации.

Сад недалеко от Женевы. Проект Эрика Донта.
Сад недалеко от Женевы. Проект Эрика Донта.

Критики называют Донта дизайнером-гуманистом. Его подход – ренессансный. Его сады – вытаскивают человека из дома, уводят, утешают, дают ответы на вопросы: “Прогулка. Это ведь всегда был самый мощный способ справиться с душевной или физической болью”.

Частный сад для экспозиции современного искусства в Малибу.

Почему вы решили участвовать в новой, никому пока неизвестной выставке IIIDE, посвященной, к тому же, дизайну интерьера? 

Брюсселю не хватает красивых событий. Brafa, Art Brussels – вот и все, что есть. Хороший дизайн нужно продвигать. Поэтому я согласился сделать такую природную комнату. Но природа у меня – это неограненный алмаз. Кусты с комьями земли, азалия, остролист и мускусные розы Ленса, кстати, очень популярные среди русских клиентов – постоянно вижу, как они приезжают в питомник. Эти розы – из 20-х гг, со сложным, почти английским бутоном, но они идеальны для пейзажных садов. В пару к ним я поставил вазы ар деко из галереи Minotaure – это уже настоящий бриллиант, ограненный алмаз.

стенд Эрика Донта на выставке IIDE-2018

И гипсовые модели… такой отличительный знак вашей работы. Они вам необходимы? 

Это мои скульптурные черновики. Работа с гипсом подталкивает к новым идеям, свежим образам. Вот эта гипсовая воронка – не что иное, как будущая изгородь из тиса ягодного. Это комната в экстерьере, когда вы в ней, вы защищены, как коконом, можно сидеть и читать, например, Шекспира.

Фото: Reiner Lautwein

Вы почти всегда работаете с историческим наследием, но ваши сады не назовешь классическими.

Мы пытаемся донести простую мысль: да, есть наследие. Но всегда есть и эволюция. Нельзя воспринимать ландшафт как статичный элемент, он будет развиваться. Не насилуйте природу, живите рядом с ней. Задерживайтесь в ней.

Огород при ресторане в Уккле. Проект Эрика Донта.
Парк и сад замка Кобург. Коллаборация с Гертом Ворьянсом.

Как вам работалось с Дрисом ван Нотеном?

О, мы познакомились еще в 1995-м году. Потом проводили много вечеров, обсуждая цвет роз для его сада, варианты растений, это все выливалось в фантастический диалог. Надо сказать, что энергия сада жизненно необходима Дрису и Патрику, они же работают на износ. Мы сотрудничали пять лет. И я видел, как ван Нотен “вытаскивает” из природных картин особые сочетания оттенков, которые другие люди просто не замечают.

Сад Дриса ван Нотена в Лиере. Дизайн: Эрик Донт. Фото: Jean-Pierre Gabriel

“Но здесь же не видно руки дизайнера!” – “А разве ее нужно видеть?” (Эрик Донт)

Как сделать идеальный сад?

Начните с окон в доме. Окна – это та же живопись, что вы в них увидите? Не спешите. Поужинайте. Думайте о красоте, обостряйте чувства. Дайте себе время поразмыслить и принять решение. А если решение принято – действуйте быстро. Да, кстати, очень люблю Россию – за высочайший культурный уровень. Мы заканчиваем под Санкт-Петербургом многолетний проект с Борисом Вервордтом, так вот, когда я я приезжаю к вам по работе, я всегда беру еще один дополнительный день, чтобы просто пойти на концерт.

Ваши “правила сада”?

Никогда не используйте пластик. Вода – это главное.

ПОДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
КРЫЛАТЫЕ КРЫЛАТЫЕ

Jardin Plume - как они это сделали?

САД ДЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ САД ДЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Разговор с Людмилой Белых – одним из самых авторитетных ландшафтных дизайнеров

САМЫЙ УЮТНЫЙ САМЫЙ УЮТНЫЙ

Сад Александра Гривко в Ореховно