Любой дизайнер вам скажет, что проектировать личное пространство для себя в разы сложнее, чем для заказчика. Это подтверждает и Константин Прокопенко. Его квартира с потолками 3,5 метра расположена в Замоскворечье, в бывшем доходном доме начала XX века, здание является частью культурного наследия и находится под охраной государства. Все эти нюансы, разумеется, приходилось учитывать и очень бережно подходить к любому вмешательству. Никаких перепланировок не было, тем более, что задача стояла заехать за пару месяцев.
“Я наивно думал, что сниму со стен обои, все покрашу, на этом и остановлюсь. Но не тут-то было, ремонт в итоге продлился 9 месяцев. Самый большой недостаток открылся в самом начале: когда мы вскрыли полы, выяснилось, что паркет лежит на пенопласте, старом линолеуме, досках – всем том, что могли достать бывшие жильцы в лихие 90-е. Деревянные лаги-перекрытия тоже не менялись сто лет. Если бы я их оставил, они со временем еще больше сгнили и в какой-то момент бы обрушились.
А в прихожей на потолке под фанерой мы обнаружили прекрасную лепнину: местами гипс, конечно, откололся, но я решил все сохранить как есть, только выкрасил в один цвет со стеной и не стал даже выводить верхний свет, чтобы не повредить реликвию. Оставил, как воспоминание о величии прошлого”.
В проекте использована мебель от Glass Italia, &tradition, Albert&Shtein, Alivar, Menu, Jot.jot, Ikea, La Redoute. Свет от Flos, Ingo Maurer, Vibia, Louis Poulsen, Astep, Catellani&Smith, Nemo, Fabbian, Foscarini. Столярные мастерские: Something good, Wood Deed, Мастерская Павла Кривозубова Object Wood.
По тональности в интерьере чувствуется и влияние бельгийца Акселя Вервордта, и японского направления ваби саби. Сам же Константин говорит, что отправной точкой стали воспоминания о летних каникулах, проведенных в типичной мазанке у бабушки в деревне на Дону, эту атмосферу он и постарался перенести в свою квартиру. Все стены выкрашены неровно, эффект несовершенства достигнут с помощью художественной росписи, а глубина – благодаря трем подобранным по цвету оттенкам краски. “Но это была настоящая боль для строителей: они с гордостью докладывали, что потратили массу усилий, чтобы выровнять стены, а я им показывал в очередной раз ТЗ и просил вернуть все в былой вид))”.
Большую роль в пространстве сыграло искусство. У дизайнера уже была собрана приличная коллекция арта, но некоторые работы создавались специально под интерьер, как например, объект из переработанного картона Ульяны Хохловой в гостиной. Другая очевидная доминанта появилась в зоне столовой – это картина из триптиха “Спортсмены” Елисаветы Жилкиной, которая существует в единственном экземпляре и в собрании Константина уже больше 6 лет. “Мне было обидно как-то увидеть “Спортсменов” в одной из журнальных публикаций, полотно просто взяли ради съемки из галереи Artbrut, где до недавнего времени хранилась работа. А я за честность. Если какое-то масштабное, заметное искусство привозится на съемку, оно должно остаться в проекте или не сниматься вообще”.
Искусство из коллекции автора: Елисавета Жилкина (на кухне, из триптиха “Спортсмены”); Екатерина Нечаева (в кабинете, серия “Формы”); Кирилл Басалаев (в мастер-спальне розовая, в прихожей черно-белая); Orla Ananda (в подростковой); все – галерея ArtBrut. Алексей Осин, Something good (в гостиной над комодом); Ульяна Хохлова (большое панно в гостиной); Valerie Vesna (в мастер-спальне небольшая работа не стене).
Что касается мебели и предметов обстановки, то это микс винтажных вещей (в основном, европейских производителей, но отлично прижились и два балийских шкафа из красного резного дерева, доставшихся от предыдущих владельцев, и веера, найденные на блошином рынке в Марокко, и деревянная резная колонна, нашедшая свое место рядом с комодом в колониальном стиле в гостиной); икон дизайна, в частности кресло Имзов и шезлонг LC1 Ле Корбюзье; объектов, спроектированных по эскизам дизайнера; и ностальгических артефактов – радиолы 60-х годов, привезенной от бабушки из деревни.
Свет в этом интерьере тоже не последний герой. Константин лет 15 проработал в шоу-руме Светильники на Малой Ордынке и освещение для него – один из важнейших факторов при создании любого проекта. В гостиной, например, он принципиально отказался от верхнего света – предпочел только локальный, точечный, благодаря которому в вечернее время создается особая волшебная атмосфера и эмоционально меняется все пространство.