Новый взгляд на дом и сад

VITRA И СПОРОБОЛ

Фото: Vitra

Надо ли объяснять нашим читателям, кто такой Пит Удольф? Наверное, не надо. На всякий случай отсылаем к нашим статьям о нем вот здесь и вот здесь, а также к блогу Сергея Калякина. Заметьте, что голландцы произносят его фамилию “Аудольф”, а мы все произносим неправильно, но так уж сложилось – слава бежит впереди героя.
Сад на кампусе Vitra был посажен в мае 2020-го: он расположился и связал штаб-квартиру Vitra по проекту Херцога и де Мерона со зданиями Алваро Сиза и Гюнтера Фогта, включив МАФы от братьев Буруллеков – кольцевую скамью и фонтан в форме протоки. “Этот сад станет новой гранью ансамбля и источником новых, постоянно изменяющихся впечатлений для посетителей”, – говорит Рольф Фельбаум, почетный председатель Vitra. А Удольф говорит, что сад придумывать было просто. “На этом месте никогда ничего не сажали, это как чистый лист бумаги, – написал он нам по имейлу. – А главная тема – архитектура и дизайн”.

Пит Удольф на фоне молодого сада в июне 2021-го года. Фото: Vitra

Значит ли это, что вы как-то отражаете в проекте направление музея, арт-галереи, ведь вы часто делаете сады для культурных институций?

Нет, такую связь провести нельзя: экспозиции могут поменяться, а сад так быстро не переделаешь.

Идея сада Vitra – заставить посетителя затеряться среди растений, заплутать. Именно поэтому здесь нет перспектив с focal point в конце, дорожка петляет, и ты не знаешь, что ждет тебя за поворотом. Это, конечно, волшебные ощущения.
“Для меня очень важно, – говорит Удольф, – чтобы люди не просто видели мои сады на фотографиях, но чтобы они могли испытать то же самое, что и я, когда я иду по саду. Меня интересуют чувства, которые возникают. Я очень эмоционально реагирую на растения. Благодаря этой чувствительности у меня и получается хорошо с ними работать. С самого начала я видел в растениях средство самовыражения и вызывания сильных эмоций у других людей”.

Vitra сад – он динамичный, расслабленный, парадоксальный, медитативный, тонизирующий – каким вы его чувствуете?

Я чувствую, что это отличное место для общественного сада. Мне нравится, когда люди могут наслаждаться природной красотой, поэтому я скорее возьмусь за парк, чем за частный сад. А Vitra – отличное место, чтобы заинтересовать людей из мира дизайна растениями и ландшафтным искусством.


Использовали ли вы какие-то новые комбинации в саду Vitra, или в мире new perennials все удачные комбинации уже найдены и известны?

Конечно, всегда будет что-то новое и что-то испробованное. Но я никогда не мыслю штампами. Большинство комбинаций приходит интуитивно в процессе работы.

Июнь 2021-го года.

– Были ли у вас запросы на дизайн из России, хотели бы вы сделать сад в России и что надо сделать, чтобы вы согласились?
– Было несколько предложений поучаствовать в конкурсах, но у меня всегда так много заказов, что конкурс – это не вариант. Я соглашусь сделать потенциально хороший проект для клиента, который понимает, что сады создаются для будущего, а не для сиюминутного. И если у меня будет для нового проекта время… Вы же знаете, что я все проектирую сам, без помощников)).

Профессионалам будет страшно интересно разобраться, что именно выбрал Пит Удольф для “мекки дизайна”. В нашем распоряжении есть планы и посадочные ведомости Пита, но мы не можем их публиковать. Пока только скажем, что дизайнер использовал 4 типа посадки. Центральную часть занимает луг, сделанный по принципу “матрицы”, (матрицу традиционно представляет споробол раскидистый) а по краям расположились блочные посадки.

Центральная часть луга по проекту Пита Удольфа и скамья-обруч от братьев Буруллеков.

В четырех секторах “луга” в матрицу из споробола высажены блоки амсонии, синеголовника, красного гелениума, императы, белого горца, тут и там торчат оранжевый ваточник, привлекающий бабочек и пчел, осенние астры и баптизии. На первую половину лета запланировано много розовых и красных маков. Вообще, читая список растений, кажется, что луг будет просто полыхать яркими красками, особенно ближе к осени, но понятно, что споробол эту яркость “растушует”. Главных героев “луга” мы перечисляем отдельным списком. В радиальных посадках видов растений больше. Кроме многолетников, важную роль играют злаки: пеннисетум с темными колосками (Pennisetum viridescens), гирча Валлиха (Selinum wallichianum), клопогон (Cimicifuga) ‘Queen of Sheba‘, молиния голубая (Molinia caerulea) «Moorhexe».
На весну в ноябре сажали самые разные луковичные: крокусы, пролеску Мищенко (Scilla mischtschenkoana), забавные нарциссы брандушка (Narcissus bulbocodium), тюльпаны Ice Stick, луки и камассии. Именно поэтому на осенних фото растения обрезаны.
Сад таит в себе сюрпризы: в инстаграме Беттины Ягштеттер можно наблюдать, как Удольф и Кассиан Шмидт запихивают в уже подросший луг экземпляры сумаха копалового (Rhus copallina), выращенного Кассианом Шмидтом из семян в парке High Line. Вообще Беттина (ландшафтный дизайнер и супруга Шмидта) вела надзор за посадками, поэтому ее наблюдения очень важны.
Всего было высажено более 30 тысяч растений.
Ждем июля.

Июнь 2020-го года.

Центральный луг, состоящий из 4 секторов:

Sporobolus heterolepis
Amsonia hubrichtii
Asclepias tuberosa
Aster ‘Little Carlow’
Baptisia australis ‘Alba’
Echinacea pallida ‘Hula Dancer’
Eryngium ‘Big Blue’
Helenium ‘Moerheim Beauty’
Imperata cylindrica ‘Red Baron’
Monarda bradburiana
Papaver orientale ‘Allegro’ 30%
Papaver orientale ‘Helen Elizabeth’ 70%
Persicaria amplexicaule ‘Alba’
Salvia pratensis ‘Rhapsody in Blue’
Sanguisorba x menziesii ‘Wake Up’
Sanguisorba canadensis
Schyzachirium ‘Ha Ha Tonka’

ПРАВИЛА САДА ПИТА УДОЛЬФА

(начало в номере 8)
_Мои сады совсем не дикие. На планах вы можете увидеть, где я разместил каждое растение. Все точно просчитано.
_Еще в 80-е годы я мечтал о садах, которые были бы менее декоративными и трудоемкими, но более ресурсоэффективными и эмоционально цепляющими. О садах, в которых растения, которые уже отцвели, не будут срезаться, и где будет место для вещей, не соответствующих общепринятым идеалам красоты. За последние 30 лет я пытался предложить альтернативу традиционному садоводству, и, надеюсь, мои проекты и публикации повлияли на то, что люди думают о садах сегодня.

Меня всегда интересовали дизайн, архитектура, мода и искусство. И какие стулья стоят в моем саду, мне тоже важно.
_Я прошел очень долгий путь от бара и ресторана своих родителей до различных случайных заработков, а затем переключился на садоводство, когда мне было 25 лет. До этого я никогда не имел представления о растениях. В 1982 году из-за финансовой необходимости мы с женой открыли питомник, который впоследствии стал знаменитым, но я получил свой первый общественный заказ на дизайн сада только в 1996 году. Так что я начал не с больших идей, а с работы. Нормального физического труда. Может быть, это одна из причин, почему мне иногда сложно называть себя художником.

Еще наши материалы о Пите Удольфе и его работах:

Vlinderhof – сад бабочек

Личный сад Пита Удольфа в Hummelo

Музей Voorlinden и сад при нем

Ichtushof – городской сад в Роттердаме

ПОДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
НА УГОЛЬНЫХ ЗЕМЛЯХ. MAXIMILIAN PARK НА УГОЛЬНЫХ ЗЕМЛЯХ. MAXIMILIAN PARK

Maximilianpark, проект Пита Удольфа

ПРИРОДА ВХОДИТ В ГОРОДА ПРИРОДА ВХОДИТ В ГОРОДА

Найджел Даннет и его правила сада