Новый взгляд на дом и сад

ЗЕЛЕНЫЕ ТЕРРАСЫ ЕЛЕНЫ АСТАШКИНОЙ

Автор проекта: Елена Асташкина

Фото: Вадим Асташкин

Ландшафтный проект у дома от архитектурного бюро ZUN придумала и реализовала Елена АСТАШКИНА. Это настолько не похоже на все, что делается на подмосковных просторах, что мы решили показать вам получившийся космос в подробностях. Сегодня будет первая часть – рассказ о террасах. Передаем Елене слово.



“Добрый день, я хотела бы заказать у вас ландшафтный проект, но пока у меня есть только проект дома и скоро начнется его строительство. Не могли бы вы выехать на участок?”

“Да, конечно, но лучше дождаться готовности фундамента, ведь в случае смещений в посадке дома ландшафтный проект, скорее всего, придется переделывать”. И хотя мне тогда показалась, что я смогла убедить заказчицу не торопиться, но примерно через неделю новый звонок расставил точки «над и»:

“Да, я все понимаю, но хочу, чтобы работа началась как можно скорее.”

Вот так я впервые познакомилась с участком, представлявшим из себя крутой склон, идущий к воде через лесной перешеек. Здесь пробивались остатки прежнего сада: пожившие свое деревья и то, что как-то еще сохранилось от цветников. А вот проект будущего дома произвел на меня тогда неизгладимое впечатление: дом — паром, с этого все и пошло.


Стиль будущих домов (основной и гостевой), выбор вида внешней отделки предопредили многое, и в голове почему-то мелькнула мысль, что мне повезло. Но в дальнейшем жизнь лишь это подтвердила, т. к. ко всему добавился еще и отменный вкус заказчицы. 

Участок с первоначальной площадью около 1,5 га имел более-менее равномерный уклон в сторону канала с перепадом высот порядка 10 м.

Рельеф, ну что о нем можно сказать? Приспосабливаться к существующим рельефам никогда не было моим стратегическим выбором, рельеф, я уверена, всегда лучше менять и усиливать, ну а потом уж…

Понимая, что старые деревья уже не передвинуть, я стала планировать бетонную коронку из террас так, чтобы каждое из них попало бы в свою ячейку. От лестниц совместно пытались отказаться при любом удобном случае, но от комфорта (как потом жить?) отказываться никому не хотелось, и это одна из причин, почему первоначальный и реализованный проекты не совсем совпадают (лестницы на обходных дорожках все же исчезли).

Почему так много бетона? Ну ведь, смотря с чем сравнивать, глядя с высоты, понимаешь, что бетонные конструкции вовсе не доминируют, а лишь определяют ряд важных высот и плоскостей, задавая визуальные углы и организуя маршруты наиболее удобного передвижения. Кроме того, нельзя было не продолжить стилистику дома в саду, вместе это должно было стать чем-то единым.

Гравийным дорожкам был дан зеленый свет и по прошествии времени данный выбор был отмечен как наименее затратный в плане ухода.

Нельзя не обратить внимания на их ширину — она явно больше, чем необходимо для передвижения людей, что являлось необходимым условием общего дизайна.

Газон (ну куда же без него) есть, но он доминирует больше в центральной зоне, подчеркивая строгость геометрии, а на окраинах балом правят в основном почвопокровники.

Полочка 1,2,3 – начинают наш квадрат широкие ступени из формованной стефанандры надрезаннолистной Криспа.

Полочка 4 и 5 – это подиум для главных персон – трёх формованных лиственниц Кемпфера. Изначально эта зона предназначалась существующим трем вековым елям, но они пали в неравном бою с короедом!!! И если честно, то я даже немного рада, т.к. это пространство изначально было мрачным. Темный цвет хвои провально смотрелся на фоне темного цвета дома. В итоге мы посадили небольшие лиственницы под формовку и вот буквально за два сезона они на глазах стали превращаться в идеальные пирамиды. Кстати, формировать растения я предпочитаю сама, а не покупать готовые формы, и причина даже не в дороговизне. Дело в том, что молодой материал имеет лучшую приживаемость и больше похож на “пластилин”, из которого проще и удобнее вылепить задуманное! Лиственница хороша во всех отношениях – быстрорастущее дерево, прекрасно формируется, но основная изюминка в том, что она хоть и хвойное дерево, но зимой и летом не одним цветом…А смена картинки, особенно на почетном месте, ох как необходима. Весной на лиственнице появляются малиновые шишечки и нежно-салатовая хвоя, излучающая приятный аромат, а осенью она – королева бала в золотом платье. Одним словом – люблю нежно!

Полочка 6 – здесь эффект рассчитан на весну, когда зацветают рододендроны одновременно с белоснежными древовидными пионами. По цветовой гамме они скорее исключение из правил, но я пошла на это умышленно, ведь весной так хочется цвета, особенно возле места отдыха.

Полочка 7 – имела высотную отметку, равную корневой шейке вековой липы. Она, как шкатулка с секретом, рассчитана на август. Пена гортензий в подушке из хаконехлоа все больше напоминает нам о волнах.

Полчки 6 и 7 равномерно близки как к основному дому, так и к гостевому, поэтому “работать” они начинают с ранней весны и до поздней осени: пока гортензии и хаконехлоа находятся в спячке, в силу вступают тысячи мелколуковичных хионодокса в сине-белой гамме. Потом зацветает колокольчик круглолистный. Синие капельки голубых цветов утопают ещё в набирающей силу хаконехлоа.

Полочки 8,9,10… Это – террасы с газоном. Их высотные отметки равны уровням корневых шеек старых яблонь. Линейные цветники придают квадрату ритмичную упорядоченность, а по весне в полосках графических волн появляются белые тюльпаны, синие мускари, голубые камассии и луки, – и это все на фоне белоснежных яблонь. Затем отцветающие луковичные накрываются волной из котовника Фассена, лаванды узколистной, шалфея. Сине-белая гамма не покидает зону квадрата до поздней осени.

Ну и за пределами квадрата, как говорится, “все дороги ведут в Рим”, а у нас – в баню и к воде. Поэтому здесь я поиграла на глубине перспективы, усилив ее визуально сужением дороги.

К сожалению, на эту дорогу попала одна из старинных яблонь, но я рассудила так, что архитектура пространства – долгоиграющая основа, а 50-летняя яблоня, имеющая стволовую гниль, но пока еще дающая вкусные яблоки, проживет от силы 10! Поэтому архитектурная мысль взяла вверх, но мы создали яблоне все условия для благополучного доживания: произвели санитарную чистку, кронировали, подставили подпорные костыли, обрабатываем стимуляторами и противогрибковыми препаратами, так что долгие ей лета!

Слева и справа от этой дороги с яблоней посажена большим массивом гортензия метельчатая лайм лайт, подбитая фалярисом тростниковым. По весне, пока злак ещё небольшой, над ним возвышаются тысячи луков афлатунских. Эта группа опять приближает нас к теме воды, ведь чем ближе к берегу, тем сильнее пена, а там ещё метров сто вперёд – и сам берег, но это тема для следующего рассказа”.

Террасы проектировались с точным расчетом перепада высот, чтобы сохранить старые большие деревья на участке.

Продолжение рассказа читайте здесь.

Вот здесь третья часть рассказа о саде “ОЙ”.

А вот здесь подробно про архитектуру и интерьер дома.

ПОДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ГОРОД – САД ГОРОД – САД

Идеальный цветник от бюро "МОХ" в Новой Голландии

КОГДА ВСЕ ОРГАНИЧНО КОГДА ВСЕ ОРГАНИЧНО

Михаил Козлов о ландшафте для архитектуры Юргена Мэйера

ВНИМАНИЕ НА ВОДУ ВНИМАНИЕ НА ВОДУ

Архитектура - бюро ZUN, сад - Елена Асташкина