Этот уникальный по своей гармонии ансамбль интерьера и экстерьера создан архитекторами, работавшими автономно, – Form bureau и МОХ не встречались и не знали о проектах друг друга. И тем не менее! Рассказываем обо всем по порядку.
ДОМ
Этот мягкий, такой природный модернизм придумала большая команда Form bureau: проект занял несколько лет и оказался самым многодельным в их практике.
Здание появилось на участке 20 лет назад, но архитекторы его полностью переделали, изменив верхний этаж, расширив окна, сделав полную перепланировку. Основная концепция – единство дома и сада, интерьера и экстерьера. На нее работают как большие панорамные окна, так и повторение элементов внутри и снаружи, общий ритм и, конечно, цвет. Для модернистского дома большие плоскости цвета – не новость, но здесь оттенки не открытые – красный и синий, а деликатные, почти выгоревшие – терракота и светло-голубой.
В таком виде они украшают фасады и встречаются в интерьере, сильно “разбавленные” обилием теплой древесины. Только в зоне бассейна появляется красно-синяя перегородка – один из главных “узлов” этого дома, задающих ритм и цвет.
Интерьер получился абсолютно оригинальный, но с хорошей родословной – в плане и деталях чувствуется оммаж легендарным модернистам XX-го века, в частности Роберу Малле-Стивенсу.
Дом наполнен уникальными предметами – от классики дизайна (Стеллаж Nuge Шарлотты Перриан, 1952, и шезлонг LC4 Ле Корбюзье, 1928, а также торшер Этторе Соттсаса). до работ наших звезд (комод Дениса Милованова, живопись Виктора Пивоварова), включая мебель, разработанную архитекторами под этот проект.Так получилась, например, система “камин-стеллаж-сиденье” и биоморфные столики со шпоном в виде лотоса (дизайн Веры Одынь). Все материалы скрупулезно отобраны и необычайно тактильны: дерево, керамика, бархат, каменная мозаика, таделакт на стенах и марокканская плитка (на полу у камина).
Второй этаж. Весь интерьер “отчерчен” массивным дубовым карнизом. На стене работа Виктора Пивоварова.
Цокольный этаж преобразился полностью. Когда-то темное пространство бассейна открыли природе и свету.
САД
Ему тоже порядка 20 лет, здесь уже росли взрослые березы, рябины, колючие ели, огромные клены, многоствольная липа, каштаны и декоративные яблони, которые шикарно цветут весной. Но когда заказчики решили перестроить дом, стало понятно, что к современной архитектуре необходим совершенно другой ландшафт.
Комментирует ландшафтный архитектор Юрий ФОМЕНКО, бюро “МОХ”:
Для меня всегда счастье, когда на участке, где нужно построить сад, уже есть взрослые деревья. В этом проекте многие из этих деревьев были изначально посажены без учета перспектив их разрастания. Поэтому, например, некоторые декоративные яблони оказались полностью накрытыми роскошными кронами кленов, бывшие композиции из хвойных разрослись в разноцветные бесформенные массы, а горные сосны превратились в густые заросли.
При первом же взгляде на существующий сад стало понятно, что прежде всего на участке нужно рубить все растения, которые угнетены, бесперспективны и которые невозможно пересадить, учитывая, как за столько лет переплелись их корни. Оставшиеся деревья стали отличной основой, “скелетом” нового сада для нового, совершенно другого по архитектуре дома. Новая архитектура дома обусловила прямолинейность основных элементов планировки будущего сада, а центральную поляну мы заключили в овал, вокруг которого строился весь сад.
Одной из функциональных задач проекта было ограничить просматриваемость террасы бани со стороны дома, а также придать приватности зоне с очагом в дальнем конце сада. Поляну обрамляют высокие живые изгороди из боярышника однопестичного, разделяя участок на зоны, как бы останавливая взгляд и внося интригу. Такой выбор кустарника для изгороди обусловлен тем, что в других местах сада он тесно соседствует с боярышником сливолистным, поэтому важно было использовать растение с совершенно другой фактурой листа и кроны в целом. Заказчикам очень нравится цветник из злаков и многолетников в Новой Голландии, поэтому они просили по возможности привнести нечто подобное на участок. Но места для крупных волн злаков и крупных цветовых пятен такого цветника здесь недостаточно. Поэтому, в зависимости от места расположения и точек восприятия, мы сделали цветники более дробными и разными по составу растений.
В главную поляну очень архитектурно “языками” врываются цветники из щучки. Благодаря плотной посадке она держит свою “шевелюру” до самой зимы. Другие “языки” выстрижены из спирей Вангутта, серой ‘Grefsheim’, японской ‘Little Princess’ и пурпурнолистного пузыреплодника. Такое оформление поляны достаточно минималистично, но в то же время многопланово, посадки разноуровневые, разнофактурные и, что важно, сохраняют структуру зимой. Пурпурнолистный пузыреплодник мы ввели сюда неслучайно: он работает поддержкой огромному пурпурнолистному клену, как бы уравновешивая его темную крону.
Кстати, о цвете. Мы очень удивились, когда узнали, что основная часть дома будет покрашена в холодный светло-голубой, а один из фасадов и ниша другого будут терракотовыми. Мы эту тему поддержали в цветниках: там, где цветники попадают в поле видимости терракотового цвета, в них включены, например, кровохлебка ‘Tanna’, гравилат ‘Mai-Tai’, аквилегия ‘Ruby Port’, бодяк ручейный ‘Atropurpureum’ и прочие, на весну – оранжево-красные тюльпаны, а в цветниках вдоль голубых стен – среди прочего, например, флокс Друммонда, синюха голубая, котовники и шалфеи, на весну-начало лета – белые тюльпаны, лук голубой и белые луки афлатунские. Кроме этого, во всех цветниках посажены тысячи мелколуковичных растений.
Ещё на участке существует искусственный перепад высот, который связан с архитектурой дома, поэтому вокруг дома построена двухуровневая система подпорных стенок. Мы хотели сделать этот перепад не таким явным, поэтому растения на плоскостях, образованных стенками, посажены так, чтобы решить эту задачу.
Нельзя не сказать о куртинах горных сосен Пумилио, которые, наряду со стрижеными формами из спирей, держат структуру сада. Разновысокие округлые объёмы сливолистного боярышника как бы обнимают дом, отскакивают от него, затем снова приближаются, шагают вдоль подпорных стенок, прикрывая зону въезда, выскакивают на опушку лесной части. Объемы боярышника определяют структуру посадок вокруг дома и отвечают за целостность сада. Кстати, осенью сливолистный боярышник удивительным образом перекликается с терракотовым фасадом дома.