Новый взгляд на дом и сад

МОДЕРНИЗМ ДОМА И В САДУ

Авторы проекта: FORM bureau, ландшафтное бюро МОХ

Менеджмент проекта со стороны архитекторов: Алина Кауфман
Генпроектировщик: Тегкон-Рус
Инженеры-конструкторы: Два в Кубе
Ландшафтное решение: Мох Landscape Architecture
Фото архитектуры и интерьера: Илья Иванов
Фото сада: Richard Bloom

Этот уникальный по своей гармонии ансамбль интерьера и экстерьера создан архитекторами, работавшими автономно, – Form bureau и МОХ не встречались и не знали о проектах друг друга. И тем не менее! Рассказываем обо всем по порядку. 

Фото: Илья Иванов

ДОМ

Этот мягкий, такой природный модернизм придумала большая команда Form bureau: проект занял несколько лет и оказался самым многодельным в их практике.

Фото: Илья Иванов

Здание появилось на участке 20 лет назад, но архитекторы его полностью переделали, изменив верхний этаж, расширив окна, сделав полную перепланировку. Основная концепция – единство дома и сада, интерьера и экстерьера. На нее работают как большие панорамные окна, так и повторение элементов внутри и снаружи, общий ритм и, конечно, цвет. Для модернистского дома большие плоскости цвета – не новость, но здесь оттенки не открытые – красный и синий, а деликатные, почти выгоревшие – терракота и светло-голубой.

Фото: Илья Иванов
Фото: Илья Иванов

В таком виде они украшают фасады и встречаются в интерьере, сильно “разбавленные” обилием теплой древесины. Только в зоне бассейна появляется красно-синяя перегородка – один из главных “узлов” этого дома, задающих ритм и цвет.

Фото: Илья Иванов

Интерьер получился абсолютно оригинальный, но с хорошей родословной – в плане и деталях чувствуется оммаж легендарным модернистам XX-го века, в частности Роберу Малле-Стивенсу.

Фото: Илья Иванов
Фото: Илья Иванов

Дом наполнен уникальными предметами – от классики дизайна (Стеллаж Nuge Шарлотты Перриан, 1952, и шезлонг LC4 Ле Корбюзье, 1928, а также торшер Этторе Соттсаса). до работ наших звезд (комод Дениса Милованова, живопись Виктора Пивоварова), включая мебель, разработанную архитекторами под этот проект.Так получилась, например, система “камин-стеллаж-сиденье” и биоморфные столики со шпоном в виде лотоса (дизайн Веры Одынь). Все материалы скрупулезно отобраны и необычайно тактильны: дерево, керамика, бархат, каменная мозаика, таделакт на стенах и марокканская плитка (на полу у камина).

Фото: Илья Иванов

Второй этаж. Весь интерьер “отчерчен” массивным дубовым карнизом. На стене работа Виктора Пивоварова.

Цокольный этаж преобразился полностью. Когда-то темное пространство бассейна открыли природе и свету.

САД

Ему тоже порядка 20 лет, здесь уже росли взрослые березы, рябины, колючие ели, огромные клены, многоствольная липа, каштаны и декоративные яблони, которые шикарно цветут весной. Но когда заказчики решили перестроить дом, стало понятно, что к современной архитектуре необходим совершенно другой ландшафт.

Фото: Ричард Блум

Комментирует ландшафтный архитектор Юрий ФОМЕНКО, бюро “МОХ”:

Для меня всегда счастье, когда на участке, где нужно построить сад, уже есть взрослые деревья. В этом проекте многие из этих деревьев были изначально посажены без учета перспектив их разрастания. Поэтому, например, некоторые декоративные яблони оказались полностью накрытыми роскошными кронами кленов, бывшие композиции из хвойных разрослись в разноцветные бесформенные массы, а горные сосны превратились в густые заросли.

Фото: Ричард Блум

При первом же взгляде на существующий сад стало понятно, что прежде всего на участке нужно рубить все растения, которые угнетены, бесперспективны и которые невозможно пересадить, учитывая, как за столько лет переплелись их корни. Оставшиеся деревья стали отличной основой, “скелетом” нового сада для нового, совершенно другого по архитектуре дома. Новая архитектура дома обусловила прямолинейность основных элементов планировки будущего сада, а центральную поляну мы заключили в овал, вокруг которого строился весь сад.

Фото: Ричард Блум
Фото: Ричард Блум

Одной из функциональных задач проекта было ограничить просматриваемость террасы бани со стороны дома, а также придать приватности зоне с очагом в дальнем конце сада. Поляну обрамляют высокие живые изгороди из боярышника однопестичного, разделяя участок на зоны, как бы останавливая взгляд и внося интригу. Такой выбор кустарника для изгороди обусловлен тем, что в других местах сада он тесно соседствует с боярышником сливолистным, поэтому важно было использовать растение с совершенно другой фактурой листа и кроны в целом. Заказчикам очень нравится цветник из злаков и многолетников в Новой Голландии, поэтому они просили по возможности привнести нечто подобное на участок. Но места для крупных волн злаков и крупных цветовых пятен такого цветника здесь недостаточно. Поэтому, в зависимости от места расположения и точек восприятия, мы сделали цветники более дробными и разными по составу растений.

Фото: Ричард Блум

В главную поляну очень архитектурно “языками” врываются цветники из щучки. Благодаря плотной посадке она держит свою “шевелюру” до самой зимы. Другие “языки” выстрижены из спирей Вангутта, серой ‘Grefsheim’, японской ‘Little Princess’ и пурпурнолистного пузыреплодника. Такое оформление поляны достаточно минималистично, но в то же время многопланово, посадки разноуровневые, разнофактурные и, что важно, сохраняют структуру зимой. Пурпурнолистный пузыреплодник мы ввели сюда неслучайно: он работает поддержкой огромному пурпурнолистному клену, как бы уравновешивая его темную крону.

Фото: Ричард Блум
Фото: Ричард Блум
Фото: Юрий Фоменко

Кстати, о цвете. Мы очень удивились, когда узнали, что основная часть дома будет покрашена в холодный светло-голубой, а один из фасадов и ниша другого будут терракотовыми. Мы эту тему поддержали в цветниках: там, где цветники попадают в поле видимости терракотового цвета, в них включены, например, кровохлебка ‘Tanna’, гравилат ‘Mai-Tai’, аквилегия ‘Ruby Port’, бодяк ручейный ‘Atropurpureum’ и прочие, на весну – оранжево-красные тюльпаны, а в цветниках вдоль голубых стен – среди прочего, например, флокс Друммонда, синюха голубая, котовники и шалфеи, на весну-начало лета – белые тюльпаны, лук голубой и белые луки афлатунские. Кроме этого, во всех цветниках посажены тысячи мелколуковичных растений.

Фото: Ричард Блум

Ещё на участке существует искусственный перепад высот, который связан с архитектурой дома, поэтому вокруг дома построена двухуровневая система подпорных стенок. Мы хотели сделать этот перепад не таким явным, поэтому растения на плоскостях, образованных стенками, посажены так, чтобы решить эту задачу.

Фото: Ричард Блум

Нельзя не сказать о куртинах горных сосен Пумилио, которые, наряду со стрижеными формами из спирей, держат структуру сада. Разновысокие округлые объёмы сливолистного боярышника как бы обнимают дом, отскакивают от него, затем снова приближаются, шагают вдоль подпорных стенок, прикрывая зону въезда, выскакивают на опушку лесной части. Объемы боярышника определяют структуру посадок вокруг дома и отвечают за целостность сада. Кстати, осенью сливолистный боярышник удивительным образом перекликается с терракотовым фасадом дома.

Фото: Ричард Блум
Фото: Ричард Блум

Цветники вдоль двух фасадов со стороны входа в дом сделаны из злаков и многолетников, посаженных в виде пестрого лоскутного одеяла, но с учетом, как я говорил ранее, голубых оттенков вдоль голубых фасадов и с добавлением оранжево-пурпурно-кирпичных тонов ближе к терракотовым стенам ниши. Оба цветника имеют фон в виде стриженых изгородей (пурпурный пузыреплодник и кизильник блестящий). Эти изгороди связывают и как бы успокаивают всё, что находится за ними. А за ними расположено немного “вольностей” с декоративными растениями, такими, как гортензии, парковые розы, барбарисы, чубушники и прочие, которые мы сохраняли, пересаживали, группировали и досаживали. Они не спорят с общей структурой сада, не нарушают его цельности, но вносят цветение и эмоции в жизнь сада и его владельцев.

Фото: Ричард Блум

В конце участка среди старых яблонь расположен более традиционный уголок с уже исторически сложившимся местом отдыха у костра. Заказчики даже в выходные во время стройки сада часто отдыхали у огня. Сюда мы пересадили все любимые ими растения, которые не вписались в новый сад. Здесь теперь растут и привитая плакучая береза, и шаровидные туи всех сортов и расцветок, и подушковидные ели, и весь любимый набор садовых многолетников.

Фото: Юрий Фоменко

Между въездом и домом сохранился небольшой, с едва растущим газоном, лесок, по которому заказчики ходят к вольеру. Мы убрали газон и полностью засадили его “лесными” растениями, оставив проходы в виде дорожек из коры. Это скорее декоративный цветник из разновысоких теневыносливых растений с непременными медуницами, тиареллами, ландышами, бруннерами, анемонами, геранями, ясменником и другими.

Фото: Илья Иванов

И, наконец, небольшой экспериментальный сад на склоне, обращенном на север и расположенном вдоль спусков в бассейн. Сад виден только из окна бассейна и террасы над ним. Партер с волнистыми линиями выполнен из трех видов растений: стриженной спиреи японской ‘Little Princess’, которая, собственно, образует эти волнистые линии и держит объем, и почвопокровных вальдштейнии тройчатой и камнеломки тенистой, которые сохраняют зимой листву. Конечно, чтобы сохранить задуманные линии, этот садик требует пристального внимания и ухода – тогда он будет всегда хорошо и эффектно выглядеть.

Фото: Ричард Блум

Этот сад хорош тем, что смотрится цельным, несмотря на разнообразие сценариев и времяпрепровождения, и тот эффект, который дают растения в разных его частях и в разное время года. Сад получился графичным, архитектурным, современным, как нельзя лучше подходящим модернистскому дому. Он идеален с точки зрения комфорта работы, абсолютного доверия со стороны заказчиков и полного соответствия изначально нарисованным эскизам”.

ПОДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ЗЛАЧНОЕ МОРЕ ЗЛАЧНОЕ МОРЕ

Сад под Сестрорецком от ландшафтного бюро "МОХ".

ПРИРОДА. САДЫ. КУЛЬТУРА ПРИРОДА. САДЫ. КУЛЬТУРА

Новое мультифункциональное пространство ландшафтного бюро МОХ

ЛЕСНОЙ МОДЕРНИЗМ ОТ БЮРО “МОХ” ЛЕСНОЙ МОДЕРНИЗМ ОТ БЮРО “МОХ”

Современные решения на участке в 1, 27 га в Ленинградской области

ЛЕСНОЙ САД ЛАНДШАФТНОГО БЮРО “МОХ” ЛЕСНОЙ САД ЛАНДШАФТНОГО БЮРО “МОХ”

Подробный рецепт от Юрия Фоменко