В ноябре в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль.

Основной задачей было создать в небольшом помещении трансформируемую мастерскую с зоной для воркшопов и эстетичным хранением материалов и инструментов для ремесленной работы и место для сменной экспозиции музея, от старинного фарфора до современных образцов деревянной резьбы.

Главной особенностью нового пространства стала его адаптивность. Вся мебель в мастерской создана специально для целей обучения и творчества. Она должна была одновременно соответствовать эстетике и величию архитектуры оригинальных баженовских пространств, быть функциональной и воодушевлять к креативу.

«Этот проект для нас представляет особую ценность. Поскольку это коллаборация с такой значимой культурной институцией, мы постарались сделать пространство уникальным и наполнить его культурными и образовательными смыслами», — говорит Ольга Рокаль, архитектор, педагог, сооснователь бюро UTRO и образовательного проекта «МЕСТО:». — Мастерская побуждает к любопытству и желанию что-то сделать руками, и в первую очередь этому способствует необычная и функциональная мебель».

Рабочая зона легко подстраивается под сценарии любых воркшопов. Ольга спроектировала необычные столы из светлой фанеры с яркой металлической фурнитурой, которые могут соединяться в один круглый стол или выстраиваться в ряд в форме волны для комфортной работы всех участников. Основным образом для этой зоны стал рыцарский стол, символизирующий таинство и совместное действие.

Вся система хранения материалов и инструментов спроектирована по принципу шкафа столяра — инструменты и материалы аккуратно расставлены и в дверцах, и в ящиках внутри корпуса. Скульптурные шкафы, расставленные вдоль стен мастерской, являются главной фишкой — их хочется разглядывать. Они также, как и столы, сделаны из светлой фанеры с перфорированными дверцами. Этот материал контрастирует с неоготическими сводами, наполняя их духом мастерской.


Вдохновением для шкафов послужили резные секретеры 19 века Wootton и столики для рукоделия того же периода. Все эти образы объединяет то, что каждая их поверхность имеет возможность для хранения — именно такого эффекта Ольга хотела добиться. По задумке внутреннее наполнение шкафов должно поражать наблюдателя. Открывая дверцу, человек попадает в мир ремесел и ему сразу же хочется что-то смастерить. В одном месте можно найти все для работы с керамикой, в другом с металлом и ювелирными изделиями, а в самом большом шкафу хранятся ткацкие станки.
