Лесной ландшафт – это всегда непростая кропотливая работа и эффект “как будто оно само выросло”. Ландшафтный дизайнер Марина МАЛИКОВА показала нам свой новый проект и рассказала, что стоит за такой природной гармонией.
РАБОТА С ГРУНТОМ
Участок находится в лесном коттеджном поселке недалеко от Москвы на юго-западном направлении, на момент, когда заказчик обратился ко мне, ситуация на участке была очень плачевна. Аккуратно встраивая современный дом между вековыми елями, архитектор дома позаботился о сохранении леса. Однако, как это часто бывает, о лесе не подумали строители, и вынутый грунт из под фундамента равномерно распределили по всему участку и разровняли техникой. Прошло несколько лет, пока заказчики достраивали дом и занимались интерьером, лес страдал. Глиняный замок не только убил весь подлесок, лесную подстилку, но и, нарушив гидрогеологический режим участка, угрожал жизни взрослых деревьев, на ослабленные деревья подселился короед. Поэтому основной моей задачей стало сохранение лесных деревьев и восстановление подлеска. Прежде, чем перейти к посадке растений, был проведен большой цикл работ по созданию условий для произрастания новых растений, буквально вручную убирали глиняный грунт, спроектировали и построили систему поверхностного дренажа, аккуратно прокладывая дрены и подушки пешеходных дорожек, не повреждая корневые системы, внедрили трубы для автоматического полива.
Вообще работа на лесных участках всегда осложняется наличием переплетенных корневых систем деревьев, которые нужно умело обходить при работе с грунтом. Подсыпая новый грунт, нужно добиться правильной его плотности, водопроницаемости, грунт должен быть не переувлажненным и непересушенным. На участках, куда вмешался человек, нельзя достоверно спрогнозировать, как поведет себя вода, поэтому некоторые дрены добавляли позже опытным путем. Без этой проделанной инженерной работы, сад бы не состоялся! Красоту мы обычно наводим за несколько дней, но ей предшествует большая и осмысленная подготовительная работа, длящаяся иногда по несколько сезонов.
БЫТЬ В КОНТАКТЕ
Если говорить об эстетике этого сада, то я считаю, чем ближе участок к природе, к лесу, где есть заимствованный пейзаж, тем больше это обязывает творить вместе с природой. Нельзя прийти в лес и посадить там что-то свое. Надо думать экологично, надо погулять по ближайшим окрестностям и посмотреть под ноги, что растает кругом, на каких ярусах леса что находится в этом микроклимате. Я всегда подглядываю у природы, как она справляется с этими задачами, захожу в лес, там ландыши, фиалки, папоротники, осоки, крушина, лещина, отлично, вот он и ответ. Теперь надо правильно расставить растения, учитывая видовые точки, тени от крон и еле пробивающиеся местами лучи солнца, создать многоярусную, композиционно гармоничную историю.
Человек, создающий ландшафт, дизайнер или архитектор может работать с природой как материалом, может работать с ней как со своим напарником, а может как с чем-то высоким, превосходящим тебя. Профессия сильно меняет восприятие, особенно, если в работе такие объекты, где ты стоишь плечом к плечу с природой, ее нельзя игнорировать, нельзя не уважать, можно только быть максимально чутким, бережным, быть в контакте, постоянно вести с ней диалог как с живым человеком, учиться у нее, задавая правильные вопросы, ответы всегда приходят.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА: ЛУЖАЙКИ И ДОРОЖКИ
Тоже самое с организацией пространства, на лесном участке каждое решение принимается совместно с природой, точнее, она диктует свои правила, главное –наблюдать. Вот например, если есть просвет в кронах деревьев, смотришь, куда проникают солнечные лучи, в какое время дня куда ложатся, и если там нет скопления корневых систем, то в этом месте вполне можно создать условия для лужайки. В случае с дорожками, я например, люблю геометрию, прямые линии, но в данном пространстве это означало бы большую вырубку, что исключено. Поэтому здесь линии дорожек плавные, большие радиусы как-будто текут между стволами деревьев, сохраняя их корни. Дорожно-тропиночная сеть объединяет три постройки: дом, летнюю кухню со столовой зоной, и спортивный зал. На самом деле, вариантов проложить дорожки по-другому было мало, я лишь выбрала самый оптимальный. Также здесь, как и почти во всех моих проектах, присутствует зона костровища, где можно отдохнуть вечером около огня, сидя в кресле, укутавшись в плед. Такой вид отдыха считаю очень расслабляющим, смотреть на огонь – это своего рода медитация.