Свидетельствуем, как неравнодушные туристы: деревянная ратуша в Сортавала – одно из самых красивых зданий области, но, увы, годами находилась в аварийном состоянии. Архитектурный дизайнер Марина Юрьева предложила свой вариант приспособления сортавальской ратуши в музей архитектуры и истории города, создав проект в поддержку сбора на спасение памятника деревянной архитектуры.
“Я выросла в Сортавала в одном из деревянных домов, спроектированных архитектором Оски Леандером. С детства я была окружена финской архитектурой, которая отличалась качеством и всегда вдохновляла меня. Наш дом был частично разрушен во время войны, потерял свой изначальный облик и был реконструирован из общественного в жилой.
Однако в Сортавала очень много зданий, которые разрушаются попросту из-за бездействия людей. Многие из них утратили свои оригинальные интерьеры, а их фасады окрашены в странные цвета. Всё это зачастую происходит благодаря непрофессионалам, допущенным к работе с архитектурным наследием. К счастью, некоторые шедевры архитектуры попадают в хорошие руки.
Город Сортавала в разные периоды времени был в составе Шведской, Российской Империи и Финляндии. Ратуша была спроектирована финским архитектором шведского происхождения Франсом Анатолиусом Шёстрёмом. Здание является одним из самых значимых памятников деревянной архитектуры Финляндии 19 века.
Как известно, после заключения Московского Мирного Договора город был передан СССР: в здании Ратуши расположился партийный кабинет, а позднее городская библиотека.
В 2000-х здание было практически заброшено и разрушалось на глазах, пока в 2019 оно не перешло во владение Благотворительного Фонда имени Кронида Гоголева и Мария Гоголева, руководитель фонда, не начала большую работу по реставрации памятника.
Были времена, когда Сортавала не был таким популярным городом для туризма. Никого не беспокоило состояние зданий, находящихся за пределами популярных туристических маршрутов. Всё изменилось во время ковида, когда люди принялись исследовать непопулярные города России.
Этот проект был создан, чтобы привлечь внимание к разрушающемуся памятнику деревянной архитектуры моего родного города и помочь фонду собрать необходимые средства на ремонт кровли для начала дальнейшей реставрации. В процессе работы над проектом я исследовала архивные документы Музея Архитектуры Финляндии и Национальных Архивов Финляндии. Некоторые из них были предоставлены Благотворительным Фондом имени Кронида Гоголева.
Проект представлен как повествование об архитекторах и известных людях, живших в городе. Это не только идея того, как мог бы выглядеть музей, но и предложения по оформлению экспозиции.
Палитра, в которой были использованы сложные насыщенные, но слегка приглушенные цвета, вдохновлена интерьерами того времени. Также цветовая схема комплиментарна фрагментам оригинальной окраски стен, найденным в двух помещениях на начальной стадии реставрации.
Скетчи интерьеров авторства Элиэля Сааринена, ставшие доступными на сайте Музея Архитектуры Финляндии, послужили для меня большим вдохновением во время работы над проектом.
Тур начинается со знакомства с архитектором Элиэлем Саариненым и его семьёй. Его работа была связана со многими известными людьми города Сортавала.
Как мы можем видеть на старых фотографиях из архивов, интерьеры ратуши в 20-30 х были наполнены стульями Тонет. Именно это вдохновило меня поставить в вестибюле эти скамьи.
Невозможно не упомянуть здесь сына Элиэля, Ээро. Знание этих имен и то, каким был их вклад в мировую архитектуру и дизайн, способствуют пониманию ценности наследия города.
Чтобы представить работу Ээро Сааринена, я разместила его кресло Womb в пространстве магазина музея. Здесь посетители могут присесть и полистать местный альманах Сердоболь и купить книги об архитектуре и дизайне.
В качестве декоративного освещения я использовала винтажные бра Örsjö Belyshing авторства Kjell Blomberg. Для этого помещения я спроектировала полку для журналов и книг. Наличие трёх предметов придуманных дизайнерами финского, шведского и российского происхождения является отсылкой к истории города.
В правом крыле здания часть экспозиции посвящена деревянной архитектуре Сортавала, которая в большей степени представлена градостроителями Леандерами. В этом помещении были найдены фрагменты оригинальной окраски, которые я использовала в качестве палитры.
Другая часть экспозиции представляет собой работу Элиэля Сааринена для семьи Леандеров. Он спроектировал фасады и часть интерьеров Национального Банка, более известного как Дом Леандера.
В архиве музея, который расположен в конце правого крыла здания — портрет архитектора Ратуши, Франса Анатолиуса Шёстрёма, который считается основоположником архитектурного образования в Финляндии. Он был первым, кто начал преподавать архитектуру в Политехнической школе в Хельсинки с 1873 года.
В конце левого крыла здания располагается офис Благотворительного Фонда имени Кронида Гоголева и хранение музея. Это второе помещение, в котором была найдена оригинальная окраска стен.
За столом доктор Густав Винтер. По его инициативе в городе была построена первая районная больница, а в 1909 году Элиэль Сааринен спроектирует для него загородный дом.
Сейчас на территории, где расположена Дача Винтера, находится одноименный туристический комплекс. Однако, немногие знают о существовании архитектуры Сааринена поблизости.
В главном зале Ратуши с постоянной экспозицией было предложено воссоздать утраченные печи по эскизам Ф. А. Шёстрёма.
Несколько раз в год в Ратуше проходят камерные концерты. Зал рассчитан на 100 человек: 90 мест находятся в главном зале, а остальные 10 на балконе, где собрались архитекторы.
Слева направо: Wivi Lönn, Elsi Borg, Uno Ulberg, Herman Geselius, Eliel Saarinen, Jac Ahrenberg, чьи работы заслуживают отдельных выставок в будущем Музее Архитектуры и Истории Сортавала”.