Дмитрий Ойнас – историк садов и ландшафтный архитектор, президент Делового клуба «Наследие и экономика», директор проектов АНО «Коломенский посад». В этом году он заканчивает книгу, посвященную русскому саду. Мы не могли не воспользоваться возможностью задать ему пару вопросов – как раз накануне коломенского яблочно-книжного фестиваля-2024, тема которого – “Угощение садом”.
Расскажите, пожалуйста, как вы задумали эту книгу?
Ну, во-первых, я очень давно занимаюсь историческими садами. Накопился большой опыт и материал, который хотелось как-то обобщить, структурировать, поделиться. Тогда-то и пришла мысль написать книгу “Русский сад. Русский садовый стиль”. И это уже вторая книжка, первая у меня больше связана с усадьбами. Я ее назвал “Дедуктивное усадьбоведение. Метод Холмса”. Собственно говоря, это описание технологии видения утраченного. Для тех, кто любит путешествовать по старым усадьбам и хотел бы определить, понять, что же там было, как это выглядело, кто там жил, о чем мечтал. То есть возможно, используя определенный набор приемов, понять всю логику развития, разобраться с элементами, найти то, что уже утрачено и что существует. В усадебных пространствах можно действовать как своего рода усадебный следователь, детектив. По остаткам, по “уликам” распознавать то, что произошло, то, что было.
И, соответственно, так как я обобщал этот материал, я выстроил типологические ряды усадебных планировок, отдельных элементов комплексов – аллей, боскетов, прудов и тд., чего до сих пор почти никто не делал. Это мое ноу-хау, в том смысле, что они структурируют представление о том, что такое русская усадьба.
Как часть этой большой работы, всех моих многолетних исследований, у меня накопился довольно объемный материал по отечественным садам, который в результате сложился в понимание того, что такое русский сад, и более того – что такое русский национальный садовый стиль.
Можете поделиться, хотя бы вкратце, к каким вы пришли выводам, что же это такое?
Да, я постараюсь, хотя это будет непросто. Все-таки, чтобы описать это явление, нужно довольно много позиций приводить. Я могу пробежаться, например, по ключевым, из которых собирается само понятие “русский сад”.
Для нас это словосочетание, вроде бы, не вызывает сомнения. Напротив, мы уверены что оно вполне правомочно. Сады же в России есть и они выступают красноречивыми свидетельствами, подтверждающими это. А с другой стороны, вот уже пару веков ведутся споры, насколько эти сады русские. У нас есть некий комплекс стереотипов, которые не позволяют научному и профессиональному сообществу говорить однозначно о том, что русский стиль и русский сад существуют. Мы все время, когда говорим о своих садах, ссылаемся на какие-то европейские аналоги, так как не артикулированы критерии, которые определяют понятие Русский сад. Речь идет не о подтверждении наличия в России садов, а о неких художественно-культурных, планировочных, концептуальных особенностях, о сложившемся национальном стиле. Национальный стиль складывается из комплекса особенностей, которые выделяют его из других мировых.
К примеру. Принято считать, что регулярный сад – это сад французский. А пейзажный сад – английский. Есть такие стереотипные определения. Но дело в том, что регулярные сады были и в Египте, и в Вавилоне, и в Риме. Да, во Франции они достигли определенных стилевых характеристик развития. И самым ярким примером регулярного сада является Версаль. Но это не значит, что регулярный сад – обязательно французский. Это просто форма. Так же, как английский пейзажный: пейзажные сады заимствованы из Китая и Японии, они были и в Древней Греции. В каждой культуре вырабатывался свой набор приемов, которые использовали ту или иную форму. А иногда и смешанную форму.
Регулярный и пейзажный, это не стилевые определения, а типовые. На основе этих двух типов и их сочетаниях, формировалась мировая культура садоводства вообще, садового искусства. И, собственно говоря, в вариантах сочетания и преобладания приемов того и другого и создаются вариации национальных стилей. Вот и русский сад основан на таком уникальном сочетании того и другого типа планировочных подходов. Хотя предпочтение все-таки в русском саду отдается пейзажным приемам, натуральным.
Андрей Тимофеевич Болотов (садовод, философ, помолог, ученый) экспериментировал во многих областях и был человеком, который желал докопаться до сути во всём. Он пытался структурировать все, чем занимался, хотя во многом был романтик. Так вот, он, еще в XVIII веке, один из первых предложил определение – Натуральный сад, в отношении стиля русских садов. Что это значит? Вообще, в самом словосочетании заложено противоречие. Как может быть натуральным то, что создано? Сад подразумевает посадку, то есть создание. А в чем же натуральность? Это “противоречие” как раз и лежит в основе идеологии русского сада. Он создается искусственно, посадкой. Но после этого “отпускается на волю”. Его не стригут, как французский. Не причесывают, как английский. Его не создают на ровном месте – как создавали английские сады, имитируя природу. Вот разница между английским пейзажным садом и русским. Англичане фактически создавали свои зеленые пространства заново.
Русский садовый стиль такого не подразумевает. Он принимает ландшафт таким, какой он есть. Главное дело садовника – слегка скорректировать его так, чтобы по нему было удобно гулять, удобно им пользоваться.
Для нашей культуры естественность очень важна. И мы в нее внедряем набор нужных нам элементов. Например, аллеи: без аллеи русский сад представить сложно. Мы создаем их даже там, где в обычной европейской практике аллеи делать было не принято, например, на склонах. И мы их высаживали порой таким образом, как не делалось ни в одно садовой культуре: например, в технологии “русской шпалеры”, где деревья сажаются не в ямы, а в траншею, как частокол. В результате деревья срастаются стволами. И возникают такие стены из стволов, а сверху еще естественные кроны, которые тоже смыкаются образуя зеленый купол. Это довольно распространенный тип аллеи в русских садах. Ну вот если помните бунинские “темные аллеи”, собственно говоря, это очень характерная особенность. Они реально темные, свет в них с трудом проникает. Это наш прием. Французы тут же бы начали их стричь. И соответственно, превратили бы кроны в какие-нибудь там прямоугольники, квадраты, кубы. Англичане обычно, посадив аллею, стараются удерживать ее в тех параметрах, которые были заложены начальным планом. А русская аллея, посаженная искусственно, тут же отпускалась на волю. Не подвергалась почти никакому специальному обслуживанию. Я имею в виду, в русском саду редко воздействовали на естественное развитие растений. Почти не стригли, не обрезали, разве что в аристократических садах, следивших за европейской модой.
Где эти приемы можно подсмотреть?
В чистом виде сохранившуюся аллею, посаженную в технологии “русской шпалеры”, сегодня уже почти не найти. Потому что, вы сами понимаете, деревья, посаженные таким образом, находящиеся в стесненных обстоятельствах, долго не проживут. Фрагменты этих шпалер найти можно. Но цельных я, честно говоря, не нашел ни одной. Хотя остатков видел много.
Встречаются сады с претензией на имитацию английских, французских садов, да, и то они, можно сказать, обрусели с момента создания. Надо заметить, что есть факторы, которые делали любую попытку имитировать какой-то зарубежный сад на нашей территории совершенно бессмысленной. Во-первых, это климат, фактически не оставляющий шансов. А во-вторых, русская система мер.
Мы живем в метрической системе чуть больше ста лет. Метрическую систему ввел декретом Ленин в 1918 году. До этого вся страна жила в саженной системе. Наши предки видели мир в саженях и аршинах. А в Англии это, соответственно, ярды, во Франции туазы. И это совершенно разные единицы измерения, у них разные параметры. Мы всё сажали и строили в своей системе, даже когда пытались имитировать французский или английский вкус.
И к чему приводила эта разница в метрических системах?
Ну, смотрите, вот сейчас мы в метрической системе живем, мы видим мир в метрах. У нас уже глаз так устроен. Но вот вы приходите в старый сад и смотрите на классическую русскую аллею. Как правило, самая распространенная посажена с шириной в одну сажень. И с шагом между деревьями в одну сажень. Это 2 метра 13 с небольшим сантиметров. Если бы аллею посадили современные садовники, шаг был бы в 2 метра. И вот эти 13 с небольшим сантиметров, которые фактически уходят из этой позиции, они совершенно меняют образ аллеи. Это не очевидно сразу. Но когда все пространство сада выстроено в другой системе мер – это действительно совсем другое пространство.
Все наши попытки копировать английский или французский садовый вкус заканчивались полным обрусением сада. Скорее такой дизайн выглядел как пародия или просто был не похож на соответствующий образец.
Психология русского сада также в корне иная. Русский сад интровертный. Он как бы сам в себе. В этом смысле мы кардинально отличаемся от французов и англичан, их сады экстравертны. И если даже наш натуральный и английский пейзажный сад чем-то похожи (тем, что напоминают естественную природу), то психологически они в корне различаются. Русский сад создавался как пространство личного. И любые раскрытия наружу в русском саду, это повод, чтобы скорее вернуться во внутреннее, личное. А в английском саду всё наоборот – ты находишься в публичном пространстве и иногда уходишь в личное.
Французский – также экстравертный сад. И все формы, которые там создаются, даже зеленые кабинеты, которые вроде бы должны предлагать гуляющему какую-то закрытость, выстраивались таким образом, чтобы получался очень открытый сад. Структура пространства сада выстраивалась так, что любое закрытое пространство в следующий момент оказывалось публичным, как только в него переходили из одного пространства в другое гуляющие.
Интровертность русского сада, выступала концептуальной основой для всех наших садовых приемов. Что совершенно не противоречит нашей, например, широкой гостеприимности. Мы открываем для гостей дом, демонстрируем все самое лучшее, устраиваем обильный стол, чтоб как только гости выйдут за порог, тут же закрыться в личном, изолироваться от публичного. Отсюда совершенно понятна наша любовь, например, к заборам.
Ах вот оно что!
Да, заборы оказываются непреложной частью нашей культуры. Они нужны для того, чтобы личное пространство создавать и сохранять. Поэтому и аллеи для нас важны. Потому что это продолжение темы ограждения личного, продолжение темы альковности, интровертности. И любой дом, который мы строим на своем участке, мы тут же окружаем растениями. Мы сажаем растения вплотную к дому: и он со временем начинает утопать в этой зелени, прятаться в ней. Ни в одной другой садовой культуре такой прием не использовали. Психологически, мы люди леса. Если мы не можем построить дом в лесу, мы лес приводим к дому. Для нас, естественная природа, лес – это пространство безопасносного, пространство личного.
Вот еще пример. Обычно пруды – это своего рода самостоятельные элементы, которые должны организовывать пространство вокруг себя и отражать его. Своего рода зеркала. А в русской традиции было принято обсаживать пруды по периметру деревьями. Фактически мы эту функцию, принятую в садовой практике других стран, пересмотрели, адаптировав под свою философию сада. Мы пруд помещали в своего рода закрытое пространство, зеленый кабинет. Иногда это доводилось до каких-то гипертрофированных форм, когда к пруду можно было подойти только в конкретных местах, из-за плотности посадки деревьев. И это тоже фактор интровертности, закрытости, “особости” пространства, в которое ты приходишь, и можно находиться в нем индивидуально.
Из таких элементов русский сад и состоит. Или еще один прием, который в принципе существует не только в русских садах, но в русских он был возведен почти в культ – так называемые сомкнутые аллеи. Когда кроны деревьев, срастаясь со временем, закрывают просветы неба над головой и образ бунинской “темной аллеи” проступает все явственней.
Тема натурального сада пронизывала у нас все. Это совершенно другая идеологическая основа, чем у англичан и французов. Им ближе идеология гипертрофированного сада, где все подчинено воле человека, воле садовника или хозяина. Во французском барочном саду все стриженое, все формы созданы человеком. Это такая философия человекоцентричности, где человек – хозяин мира, и весь мир для него, и он им управляет. И всячески это демонстрирует. Эта философия отчасти связана с политической темой монархии. С другой стороны, у англичан, где вроде бы абсолютной монархии не было, когда формировался их садовый стиль, тот же моноцентричный сад, но на выворот. Во французском саду все спланировано, все удерживается в различных формах. Английский пейзажный сад пересмотрел этот подход, но в основном только с точки зрения визуальных приемов оформления пространства сада, а с точки зрения идеологической основы его формирования совсем не далеко ушел от барочного. Порядок, но в иных формах, и с несколько иной символико-семантической структурой. Тем не менее, подразумевал регулярность и поддержание порядка в имитирующих естественность формах. Это, в общем, все та же барочная философия, только в другом формате. А русский сад, предпочитает натуральность. Мы не вторгаемся в ландшафт, мы его не изменяем. Мы следуем ему, мы даже то, что создаем в этом пространстве искусственно, тут же “отпускаем на волю”.
Такое восприятие распространяется на многие аспекты. Например, в русском саду понятия «красиво» и «полезно» — слова-синонимы. В том смысле, что мы не разделяем эти понятия с точки зрения эстетики. Цветущая, плодоносящая яблоня так же прекрасна, как и цветущая липа. Роза равноценна смородине и высаживается рядом. Яблоня и кедр (сосна кедровая) – абсолютно логичное сочетание, потому что, с точки зрения нашей эстетики, и то, и другое прекрасно, а во-вторых, с семантической точки зрения, это два дерева из райского сада. А так как для нас любой сад – это проекция райского сада, то такое сочетание естественно. Смешение декоративных и плодовых – это и есть примета райского сада. В его центре, как известно, росло плодоносящее древо познания добра и зла. Соответственно, вот эта эстетика полезности и красоты одновременно, это для наших садов очень характерная черта. Более того, семантически мы усугубляли некоторые вещи. Был такой прием, который называется “личный рай”: рядом с домом, прямо под окнами было принято сажать небольшой садик, где набор растений плодовых и декоративных семантически был связан с образом райского сада. Ты мог просто посмотреть на него из окна, или выйти прямо из двери и попасть “в рай” сразу, и дальше, может быть, даже не ходить.
Какие еще приметы русского сада можно назвать?
Вот еще одна характерная особенность русского сада. Опять же, отчасти это связано с нашими климатическим особенностями, но с другой стороны, это очень хорошо вписывается в тему натуральности и нашего отношения к естественному. Русский газон – это луговой газон. Не вот эти английские стриженные, а естественная трава. То есть, по сути, луг. Другое дело, что в наших садах, в тех местах, где это нужно было, целенаправленно досевали и доформировывали травостой. Причем доформировывали теми же материалами, теми же семенами, которые произрастали на самом этом лугу или на соседнем. Использовали для этого так называемую сенную труху. И для нас эти луговые газоны или луга, они нам понятны и близки, для нашего глаза, для души. Тем более, что они требуют меньшего ухода, их не надо косить два раза в неделю.
В нашей планировочной практике мы отдавали предпочтение плавным линиям и обтекаемым формам. Французские сады, голландские, немецкие, даже английские – здесь делают абсолютно прямые или вообще острые углы. Причем доводят до максимума, до последней травинки. А мы скругляем углы. С одной стороны, эстетически нам это ближе, с другой, как говорится, все равно стопчут:). Так ведь?
Русский сад логичный. Это, опять же, про сочетание художественного и полезного. Ничего случайного. Дорожка может идти изогнуто, но если пространство позволяет и логичнее провести дорожку от дома до, например, амбара по прямой, мы ее делаем прямой. Я немного упрощаю, чтобы было понятно. Вот эта логичность, она так же важна, как и эстетика. Для нас прагматичная логика планировочных связей – часть эстетики.
Вы упоминали климат…
Это ключевая тема, которая сказалась на нашей садовой стилистике в целом. По календарю у нас 4 сезона. А для русского сада существует 5 сезонов. Самый продолжительный зимний, после него наступает ранневесенний сезон. Когда фактически сад освобождается от снега, он уже не зимний. Но зелени еще нет, а первоцветы выскочили. То есть возникла новая эстетика, новый образ сада, но природа вроде бы еще не живет полноценно, сад еще не до конца проснулся. Вот этот короткий переходный период – это отдельный сезон.
Потом идет весенний, летний, осенний. Но самый продолжительный у нас зимний, полгода фактически. Надо сказать, что сейчас мы его воспринимаем как проблему, а для садовников предыдущих эпох это было преимущество. Особенность, которую нужно было учитывать при создании сада. И эту особенность мы сегодня недооцениваем. А ведь этот фактор формировал особый растительный ассортимент, режим ухода и художественный образ сада. И в том числе участвовал в формировании национального стиля.
Зима меняет все. И для того, чтобы сад и зимой выглядел прекрасно и в нем можно было приятно проводить время, нужно было использовать ряд приемов, которые бы эти полгода скрашивали. Во-первых, сад зимой вовсе не черно-белый. Хотя графика стволов в сочетании с белым фоном сама по себе прекрасна. Такое идеальное белое полотно для того, чтобы садовник на этом фоне что-то создал уникальное. Но у нас есть, во-первых, вечнозеленые растения, которые для нашего сада становятся важными и доминирующими. С другой стороны, у нас есть множество плодовых растений, которые на зиму плоды оставляют на ветках. И, соответственно, желтый, красный цвет в саду присутствует. Если вы учитываете зимний период, соответственно, важно, чтобы в саду были сухоцветы, которые тоже сохраняют зимой желтые и коричневые цвета. Ну и так далее.
Вся летняя планировка может быть трансформирована под другие, зимние задачи. Дорожки могут появиться там, где они летом немыслимы. Например, через пруд. Зимой в саду могут появиться малые формы, которые летом невозможно себе представить, например – снежная баба. И к ней дорожка. За счет снежных сугробов можно создавать дополнительные кулисы, которые будут отсекать какие-то виды или наоборот направлять на них взгляд. Это огромный пласт приемов, которые мы только вкратце упомянули.
Дмитрий Ойнас читает лекцию 7 сентября 2024-го года в рамках 12-го Коломенского фестиваля. Всю программу на 7 и 14 сентября можно посмотреть здесь.
Ежегодный яблочно-книжный фестиваль в Коломне — визитная карточка и ключевое культурное и литературное событие Подмосковья, которое с 2011 года проводит Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский посад».