Маркетри из соломы известно с XVII века. Возрождением этого искусства в наше время занимается художник-реставратор, внучка декоратора периода ар деко Андре Гру, Лизон ДЕ КОН. Да еще как занимается – в очередь к ней выстраиваются самые именитые дизайнеры мира!
Существует расхожее мнение, что солома – хрупкий материал. На самом деле, она намного прочнее, чем о ней думают: есть вещи, которые выглядят как новые спустя десятки лет. Но вот работа с этим материалом крайне кропотливая, скрупулезная, долгая. Поэтому не стоит удивляться стоимости: все создается вручную в моем небольшом парижском ателье, на один объект мы тратим часы и даже дни. Правда, и нас совсем немного – всего десять мастеров. Мне приятно, что мое дело поддерживает дочь, она взяла на себя коммерческую часть, общение с прессой, оставляя мне возможность заниматься творчеством.
Знаете, это некая разновидность медитации – в ателье всегда полнейшая тишина, потому что нет никаких станков, электрических машин, мы работаем руками, погруженные в свои мысли. Я работаю с соломой больше 30 лет, начинала с реставрации антикварных вещей, в изготовлении которых использовалось соломенное маркетри. И, кстати, очень часто неожиданно открывались какие-то секретики, потайные ящички – особенно у шкатулок XVII века. А в XIX веке такие предметы чаще всего уже делали заключенные. В кофрах, сундучках можно было найти записки или тайные знаки – подписи мастеров. Любовные письма мне не попадались, а планы или схемы, видимо, пути побега из тюрьмы – да))
Одно время я реставрировала очень много предметов эпохи ар деко. Мой дед – выдающийся декоратор того времени Андре Гру, профессиональные навыки, любовь к истории во многом от него. Он начинал с Жан-Мишелем Франком, они были друзьями, потом разругались, и каждый пошел своей дорогой. Понятно, что у них была похожая стилистика, одни и те же заказчики, и пришлось как-то разделить работу. Мне очень повезло, что я застала деда, видела его за своим ремеслом, даже что-то заканчивала за ним, он мой ангел-хранитель. Кстати, часть соломы, из которой мы сейчас создаем предметы, тех времен – 1930-1940-х годов. И она в отличном состоянии, как новая!
Я крайне редко использую лак в своих изделиях, потому что нет ничего прекраснее естественного блеска, глянца натурального материала. Он играет на солнце, переливается разными оттенками, в зависимости от угла зрения, его природные качества завораживают. Я всегда знаю, как будет играть солома при том или ином преломлении солнечного света. Поэтому отдельное искусство – подобрать соломенные ламели так, чтобы создать красивый декоративный эффект.
Современную солому мы берем в Бургундии. Это вручную собранные и обработанные двухметровые соломинки, которые уже в мастерской мы разворачиваем и делаем плоскими. Если необходимо придать соломе цвет, то окрашиваем ее в огромных чанах натуральными пигментами. Вы же знаете, соломенное маркетри в предметах эпохи ар деко практически всегда было природного оттенка. Разноцветие появилось гораздо позже. Это сейчас изделия из черной, синей, красной, серой соломы смотрятся очень современно, а в бытность моего деда черной соломы не существовало в принципе. Был натуральный оттенок, редко красный и синий – все. Я всегда стараюсь показать новые цвета, новые техники, чтобы изделия соответствовали актуальным интерьерам. Сегодня у нас в работе 40 оттенков!
Своими изделиями стремлюсь разрушать стереотипы: солома совсем не хрупкий, а очень прочный материал, она прекрасно “уживается” практически со всеми другими материалами (кроме массива дерева), ей не страшны ни влажность, ни высокие температуры, она эффектна не только в натуральном цвете, использовать ее в качестве отделочного материала можно и нужно – “обои” из соломы запросто могут сохранять изначальное качество в течение 50 лет. Благодаря определенной выкладке ламелей легко создать даже 3D-эффект.
Сейчас большую часть времени я посвящаю разработке авторских предметов для дизайнеров, декораторов, крупных компаний. Hermes, Cartier, Guerlain, Питер Марино, Кристина Челестино, Матье Леаннер, Винсан Дарре (он, конечно, очень поэтичный, но абсолютно безумный в своих фантазиях!) приходят ко мне с идеями, порой, крайне авангардными, но для меня не существует слова “нет” – я открыта экспериментам. Вот поэтому, в том числе, запустила еще собственную дизайнерскую линейку (в ней буквально дюжина небольших предметов мебели) – чтобы показать возможности материала, хотя я совсем не дизайнер, я ремесленник.