Новый взгляд на дом и сад

МИН РУЙС – НАСЛЕДНИЦА МОНДРИАНА

Фото: IN/EX

Про Мин Руйс надо знать, а в ее саду в голландском местечке Дедемсварт – обязательно побывать. Это поможет навести порядок в голове, упорядочить свой хаос знаний и представлений. Вообще этот сад очень мощно влияет. Опьяняет и отрезвляет одновременно. Но сначала об авторе.

Голландка Вильгельмина (Мин) Руйс была дочерью садовода, их семья владела питомником Royal Moerheim, с растениями она была знакома с детства. Но кроме этого, Мин училась (одной из первых) ландшафтной архитектуре в Берлине, работала в английских питомниках, где познакомилась с легендарной Гертрудой Джекилл, создательницей “английского миксбордера”, а во время Второй Мировой жила в Амстердаме, где близко общалась с архитекторами – последователями группы De Stijl. То есть Мондриан, Ритвельд, страсть к прямым линиям и основным цветам, – это все ей было близко, она этим жила. И сады свои планировала в абсолютно “модернистском ключе”, и хотя это середина XX-го века, выглядят они современнее современных. Да, муж Мин был издателем, Мин Руйс писала книги и статьи в старейший садоводческий журнал Onze Eigen Tuin, прожила она 94 года и ее влияние на голландский дизайн было огромным. В любом голландском саду можно найти след Мин Руйс.

В ее собственный сад можно приезжать в любое время года – он не теряет в красоте в межсезонье и не зависит от пиков цветения. Его главная особенность – архитектурность. Фирменный почерк Мин – сталкивать рукотворную геометрическую форму и хаос растений. И этот контраст, эта садовая диалектика невероятно завораживает. Сделав свой первый квадратный пруд посреди тенистого леса, она уже не отступала от попыток ввести в сад геометрию и архитектуру. Да, собственно, весь ее сад – это собрание зеленых комнат, с виртуозно продуманными перспективами. Глухих стен нет, одно пространство перетекает в другое.

Красный, желтый и еще синий – основные цвета модернистов

Мин Руйс постоянно экспериментировала. В 60-е появился пластик – она использовала пластиковые ступени в “болотном саду”. Стали выпускать полимерные бассейны – она попробовала сделать прямоугольный водоем. После войны стали востребованы мини-сады: Мин начала рассчитывать новый баланс между мощением и растениями. Натуральный камень оказался в дефиците – она взялась за бетон, причем выяснила, что лучше всего выглядит бетон “поношенный”. Здесь, в Дедемсварте, у нее есть великолепные примеры “сада без цветов” или “сада без газона”. А еще она впервые использовала шпалы (когда делала сад на песчаных дюнах для архитектора Хольта). В Дедемсварте шпалы держат шикарный “затонувший сад”. А еще она придумала готовые “наборы миксбордеров”, которые можно было заказать в отцовском питомнике. Выглядело это так: “набор № 24”: “бордюр в пастельных тонах – 10 метров – полное солнце – песчаная почва”. Все очень в духе времени, с его типовым жильем и конвейерами.

“Затоновуший сад”.
Шпалы в “затонувшем саду”.

Мин Руйс была жесткой и авторитарной. “Если ты мила со всеми, ты ничего не добьешься”, – говорила она. Еще она была отчаянным трудоголиком и умела идти к цели. Как-то раз она купила дорогой фотоаппарат, чтобы снимать сады в своих бесконечных путешествиях. Попробовала… и поняла, “что камера мешает смотреть”! Взгляд фотографа и взгляд ландшафтного дизайнера оказались настолько разными, что Мин тут же забросила фотоаппарат в дальний ящик и больше о нем не вспоминала. А проектировала и сажала сады она целых 70 лет…

Щучка – солист модернистской клумбы.


ПРАВИЛА САДА МИН РУЙС

__На миксбордер всегда надо смотреть под углом, здесь же размещать скамейку, место для отдыха. С других точек будут видны отцветшие растения или пустые места.

__Лес сам по себе не интересен. Интересны открытые пространства в лесу.

__Круглый газон будет вызывать чувство приватности и защищенности, если опустить его всего на 10 см (так сделан ее “желтый сад”Прим.ред.).

__Цвет живой изгороди определяет все! На темном фоне не прочитаются темные цветы, они покажутся еще темнее. Растения с серой листвой лучше работают на контрасте, чем краснолистные.

__Чтобы маленький сад выглядел больше:

1. Акцентируйте диагональ – это самая длинная линия.


2. Посадите красивое дерево. Дерево добавит глубины и перспективы, создаст игру тени и света.


3. Высаживайте растения поперек – от края до края сада.


4. Никогда не делайте одну сплошную изгородь. Это визуально уменьшает площадь сада. Железное правило: изгородь должна быть разной высоты и из разных материалов.

Круглая поляна с кислицей в лесной части сада
Круглая поляна с кислицей в лесной части сада
ПОДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ЭРИК ДОНТ: МОДЕЛИРУЯ ПРОСТРАНСТВО ЭРИК ДОНТ: МОДЕЛИРУЯ ПРОСТРАНСТВО
VITRA И СПОРОБОЛ VITRA И СПОРОБОЛ

Новый проект Пита Удольфа на кампусе Vitra

БЕЛЫЙ SISSINGHURST БЕЛЫЙ SISSINGHURST

Самый известный сад в Англии

ПО СЛЕДАМ КАРЛО СКАРПЫ ПО СЛЕДАМ КАРЛО СКАРПЫ

Рекомендуем маршрут Дмитрия и Татьяны Хорошевых