Новый взгляд на дом и сад

ПО СЛЕДАМ КАРЛО СКАРПЫ

Фото – IN/EX

Традиционные дизайнерские поездки по Венето – это, конечно, Венеция с дворцами дожей и классические виллы Андреа Палладио. Нам же открылись совсем иные картины: мы целенаправленно поехали смотреть архитектуру, интерьеры и сады Карло Скарпы, которые мало кто видел, а на русском так никто и не описал. Составили этот маршрут архитекторы Дмитрий и Татьяна Хорошевы, за что им огромное спасибо! Маршрут от Хорошевых, рекомендуем:

Комлпекс Брион, вид из водного павильона.

Сан Вито д’Ативоле: Гробница рода Брион

Поссаньо: Gipsoteca Canoviana

Венеция: Fondazione Querini Stampalia, Магазин Olivetti, дворец Ka’ Foscari, скульптурный сад итальянского павильона в садах Биеннале, киоск, павильон Венесуэлы, университетские порталы и двери.

Верона: Museo civico di Castelvecchio, Banca Popolare di Verona

Водоем в саду Fondazione Querini Stampalia.

Карло Скарпа (1906 – 1978) – что мы о нем знаем? Почти ничего.

В сети – ни одного приличного ресурса, есть трогательная статья Ревзина и документальный фильм на ютьюбе. «В душе я византиец, плывущий по направлению к Востоку», – говорил он про себя. Для нас он – коренной венецианец с глубинным пониманием японской культуры. В Японии побывал дважды, там же и погиб, оступившись на высокой лестнице. Вот несколько отрывочных сведений и свидетельств о нем, биографию прочтете в википедии:

Карло Скарпа не имел диплома архитектора и даже привлекался к суду за работу без лицензии.

Магазин Olivetti

Он закончил Высшую техническую школу в Виченце и Академию Художеств в Венеции. Образование определило и его подход: “Я смотрю на архитектуру как на образец ремесла”. Нет другого такого архитектора, который так бы заморачивался с деталями, отделкой, материалами и которого так любили бы мастера. Да, он и сам умел работать руками, а еще был арт-директором фабрики муранского стекла Venini.

Часовня в комплексе Брион

Его называют анахронистом. Пока послевоенное архитектурное сообщество пробовало новые материалы и грезило о будущем, Скарпа инкрустировал бетон мрамором и наполнял свои постройки тайными знаками и шифрами. Большинство его работ – реконструкции. В средневековую архитектуру он вписывал металлические каркасы и японские “седзи” – деликатно и органично.

На стройках он проводил день и даже ночь – смотрел, как выглядит его работа в лунном и электрическом свете.

Детали, узлы, сочленения, шарниры, крепления – это то, что просто необходимо рассматривать, встретившись с архитектурой Карло Скарпы.

”Его работы невероятно тактильны. Невозможно ходить по зданиям Скарпы, засунув руки в карманы”, – сказал о нем его коллега, архитектор Арриго Руди.

А вот мнение нашего современника, шотландского архитектора Ричарда Мерфуса: “Все самые важные здания обычно превосходят ожидания даже самого подготовленного и начитанного посетителя, но в случае со Скарпой этот разрыв колоссален. Ни один фотограф не передаст эти движение и ритм, череду пробелов, взгляды, звук воды, перемены света, удовольствие от обнаружения деталей…”

Вода — как много она значит для венецианца! В комплексе Брион Скарпа проложил наземные и подземные каналы, устроил водный павильон, а в венецианском фонде Кверини Стампалья буквально организовал вход для “высокой воды”.

Фонд Querini Stampalia, вход для высокой воды.

Именно он произвел “музейную революцию”: убирал в музеях фейковые элементы современной реставрации, оставлял на виду разные исторические слои, показал, как важны свет, фон, постаменты и кронштейны в экспозиции, выдвинул в центр залов экспонаты – “Я хочу, чтобы вы были не зрителями в музеях, а участниками…”. В веронском Кастельвеккио забываешь, зачем пришел – экспонирование волнует сильнее, чем экспонаты.

Ему удавалось соединять традиционное ремесло и современное искусство. Его венецианская штукатурка – точь-в-точь картины Ротко, а мраморная мозаика – почти как работы Пауля Клее.

”Новое” у Скарпы никогда не мешает “старому”. И наоборот.

И вот еще одно важное, хотя и субъективное ощущение от его архитектуры: в ней (рядом с ней) другое течение времени, обостряются чувства, и ты вроде бы что-то понимаешь “про здесь и сейчас”. Чистый дзен, одним словом.

Сад при итальянском павильоне в Венеции.

ПРАВИЛА САДА КАРЛО СКАРПЫ

Существует ландшафтная премия имени Карло Скарпы. В разное время ею награждали совсем неизвестные пейзажи и такие раскрученные места, как английский Сиссингхерст или Квинта де Регалейра в Португалии. Если вы удивлены, то зря: Скарпа делал потрясающие сады.

Сад фонда Querini Stampalia.

Его почерк – это смесь традиций японского и венецианского ландшафтного искусства, если такое вообще возможно.

От японцев – задача “прохождения” по саду, ступени, призывающие замедлить ход, скамеечки и разные маршруты, чтобы подумать, посидеть, пройти, оглянуться… Течение воды – всегда медитативное, деревья – единичные, с красивым силуэтом.

Ландшафт комплекса Брион.

Хотя у Скарпы было желание “просто высадить аллею кипарисов на месте гробницы Брион, разросшиеся деревья всегда лучше любой архитектуры”. Участок усыпальницы Брион вообще обязателен к посещению – это самое сложная, но зато и самая “сильнодействующая” его работа, и – очень “светлая”. Сам Скарпа впервые остался доволен: “Здесь все чувствуют себя счастливыми: дети играют в догонялки, собаки резвятся на просторах полей – все кладбища должны быть такими». Интересно: Скарпа часто поднимал уровень земли в своих садах: так делают в Венеции, чтобы уберечься от грунтовых вод, а ему было важно, как в Сан Вито д’Ативоле, ограничить поле зрения – чтобы была видна колокольня и ничего лишнего. И его знаменитый ступенчатый орнамент идеально работает именно в экстерьере: жесткое южное солнце создает на поверхностях выразительные тени.

Внутри часовни
Внутри часовни
Водный павильон, комплекс Брион
Водный павильон, комплекс Брион

ПОДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
БОЛЬШЕ ЧЕМ ПОЭТ БОЛЬШЕ ЧЕМ ПОЭТ

Габриэле д’Аннунцио, вилла Витториале и сад с крейсером

НА ПАРОХОДЕ НА ПАРОХОДЕ

Вилла Ноай (villa Noailles), ее создатель и ее обитатели