Казань не перестает удивлять. Пока мы радостно следим за неуклонным преображением озера Кабан и его набережных, в столице Татарстана намечается очередная архитектурная сенсация. Только что объявлены итоги Открытого международного конкурса на разработку концепции Татарского государственного академического театра им. Камала. Финалистов восемь – и реализации заслуживают практически все. Но победил самый звездный консорциум (Wowhaus плюс Кенго Кума), предложивший самое “острое” во всех смыслах решение.
“Геометрия нового театра навеяна редким природным явлением: «ледяными цветами» на озере Кабан, – пишут авторы концепции. – Зимой объем сольется с окружающей средой и станет частью облика озера. Летом единение с природой места будет обеспечено за счет многогранного отражения прозрачных фасадов в водной глади. «Заостренность», устремленность — характерные черты Татарской культуры, архитектуры и искусства”.
Необычайно интересно изучать эти проекты – ведь большинство из них развивает сюжет “театра-сада”. Сюжет предопределен самим заданием: спроектировать не только новый театр наискосок от старого, но и сам парк, который выходит на набережную. Идей в восьми проектах – на годы вперед, и мы надеемся, что нечто подобное будет реализовано на других площадках. А Казань выбрала проект “Ледяные цветы” – архитектуру современную, динамичную и жесткую.
Англичане, возглавляемые казанским Bespoke, были в двух шагах от победы, но жюри их проект показался слишком простым, а фасады – слишком закрытыми.
“Художественный образ новых фасадов — отсылка к сложному, многослойному культурному контексту театра Камала. Здесь листы бумаги — в прошлом рукописные тексты сценариев театральных постановок, и идеальный фон, на котором все цвета природы усиливают свое звучание.
В силуэте кирпичных фасадов спрятан не только образ белокаменных стен Казанского Кремля, но и одновременно эстетика и суфийской философии, и советского модернизма, стремящегося к чистоте форм”.
Консорциум под лидерством “Метрополиса” занял третье место: “Театр интегрирован в парк и набережную озера, прозрачный фасад как бы переплетает улицу и интерьер театра. Форма здания обыгрывает существующий ландшафт, формируя микро-общественные пространства, в том числе площадь для проведения мероприятий под открытым небом”. Главная башня повторяет форму тюльпана.
Многослойный и тонкий проект предложил консорциум, возглавляемой “Мегабудкой” (известными создателями новых культурных кодов, смотри их центр “Кудыкина-гора”). К сожалению, только 4-е место. Цитируем авторов: “Первый идеологический слой – это ландшафт. Театр находится в зеленой зоне, примыкающей к озеру Кабан. Геопластика скрывает основной строительный объем без необходимости заглубления и позволяет театру стать продолжением парка. Рельеф отсылает к зеленым террасам набережной озера Кабан. Террасы собирают осадки, которые хранятся в резервуарах под насыпным рельефом. Эта вода используется для полива и хозяйственных нужд театра. Также ландшафт формирует различные функциональные зоны, обзорные площадки и прогулочные маршруты.
Следующий слой – лента с национальным орнаментом, которая отсылает к голубой шали – самой известной постановке театра Камала. В некоторых местах «шаль» приподнимается, формируя входные группы и наиболее эффектные визуальные связи между интерьером и парком”.
И еще несколько кадров – проект под руководством бюро “Рождественка”, обыгрывающий тему восточных висячих садов и пространства in/ex. Только 7-е место.
Вот здесь мы писали об авторах набережной озера Кабан – китайских архитекторах Turenscape.