Новый взгляд на дом и сад

САД ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ Z

АВТОР СТАТЬИ: IN/EX

Ландшафтный дизайнер – Людмила Белых

Мы поговорили с одним из самых авторитетных ландшафтных дизайнеров о настоящем и будущем. На вопросы отвечала Людмила БЕЛЫХ.

Начнем с самого актуального, на наш взгляд, вопроса. Современный частный сад – реально ли сделать его малоуходным и будет ли спрос на такие сады?

Сокращение уходности – сегодня, пожалуй, ведущая современная тенденция, во многом повлекшая за собой остальные. Ведь огромное направление последних десятилетий, так называемых садов устойчивого развития, вкупе с тяготением к естественным ландшафтам тоже во многом об этом. Динамичный образ жизни, многообразие выбора и увлечений современного человека, диктуют и иное восприятие сада, как среды, а не формы досуга. Люди хотят проводить время среди природы, но не готовы тратить усилия на обременительный уход. Как говорил классик Джон Брукс: «Люди не увлечены садоводством, но заинтересованы в красивом виде из окна».

Под сокращением ухода не нужно понимать его полное отсутствие: сад, как известно, от природы тем и отличается, что не может существовать без вмешательства человека, в отличие от. Но есть определенный набор приемов, который позволяет этот уход сократить.

То есть малоуходность – это не только вопрос использования каких-то определенных растений уходных (со сложной агротехникой) или малоуходных, а проблема гораздо более широкая, и тесно связанная с понятием современной стилистики ландшафта, иной философии сада и иных принципов его организации. Это определенные приемы проектирования и способы посадки в первую очередь, и определенный ассортимент растений во вторую. И знаниями этих приемов просто обязан обладать каждый ландшафтный дизайнер. Но этого пока, увы, не происходит. Например, разделение зон посадок и газонов в частном саду, решаемые на стадии проекта, – просто азы ландшафтной грамотности, без всяких «дырочек в траве» с «растыканными» по газону растениями, требующими последующего обкашивания, тем не менее мы встречаем данную картину почти повсеместно.

Также к актуальным приемам отнесем работу большими массивами растений в противовес разнообразному набору ассортимента соседнего садового центра. Создание древесной структуры сада (более долговечной, визуально убедительной и всесезонной), за счет больших объемов, (размер участка здесь препятствием не является, поверьте), нежели набор разномастных можжевельников с барбарисами, саду как пространству в целом ничего не добавляющих. И что лучше выбрать, исходя из имеющихся ресурсов, традиционные сложные миксбордеры или посадки устойчивых многолетников со злаками? Ведь если ваши заказчики приезжают в сад только на выходные, и у вас нет дешевой рабочей силы, или есть проблемы с поливной водой, вы просто будете вынуждены искать другие решения, и иную концепцию сада в целом.

Ведь и популярность трав не пришла сама по себе, а как ответ на потребность в устойчивых, простых в агротехнике растениях, естественного облика…

“Мы в садоводстве массово застряли в эстетике английского коттеджного сада начала 20-го века: так уж получилось, что именно он был взят за образец…” Людмила Белых

Что такое “природность”?

Это тенденция времени, тяготение современного человека к естественным образам нетронутой природы, воссозданию наших впечатлений и эмоциональных переживаний, с ней связанных. Проблема нехватки природы особенно ощущается в урбанизированной среде, и поэтому наиболее остро воспринимается именно с ней на контрасте. Контраст городской застройки и как бы нетронутых уголков, постиндустриальности и естественной спонтанности. Природный урбанизм – это работа на контрастах, создание среды, вызывающей определенные эмоции и ассоциации, интегрирование природы там, где ее не ожидаешь. Поэтому так актуально обращение к прообразам природных сообществ в современных садах и парках, городской среде.

И мы говорим именно об образе. Природу невозможно создать на ограниченной территории, это важно понимать. Мы вдохновляемся природой и имитируем узнаваемые образы рощи, луга, тундры, степи, леса. И создаем их ландшафтными средствами.

Ландшафт по проекту Марты Шварц

Сильно ли поменялся ассортимент растений в частных садах за последние 5 лет? И поменяется ли в ближайшем будущем?

Если перефразировать, есть ли мода на растения, на сад?:))

Конечно, в ландшафтном дизайне тенденции меняются не так быстро, как например, в предметном дизайне, но современный сад от устаревшего пространства мы сразу отличим.

И актуальность/неактуальность определенных растений и их комбинаций определенно существует. Сегодня сочетание голубой елки с розами и можжевельниками, как и набор из разносортных хвойных, мы будем четко воспринимать как сад 90-х, независимо от того, когда он был сделан, а массив из горных сосен и трав как современную посадку. Определенные визуальные маркеры нам не позволят спутать.

Безусловно, утратили свою актуальность и разноцветные композиции из декоративнолиственных растений «красно-желтенько-голубенько», сложные нагромождения со стрижкой «а-ля версаль», ведь общий тренд ныне – естественность. И главное, что решительно поменялись приемы и способы посадок растений, и уже полностью архаичны сегодня сложносочиненные растительные композиции из большого количества видов с разной расцветкой и формой крон. В современных западных проектах вы их не встретите в принципе.

Актуальны массивы посадок, создающие объем и меняющие пространство, новые многолетники природного облика, создающие устойчивые покрытия и устойчивый природный образ, когда важнее общее впечатление, а не отдельный цветок, модульный принцип посадок. Популярность набирают растения, которых давно не было в садах. Растения в неожиданных сочетаниях, например, гортензию с хостой, мы видели уже сто раз, так найдите с чем еще не видели.

В тоже же время возвращаются и традиционные садовые культуры и плодовые растения, но с включением их в новый природный ассортимент, и мы помним, что всегда важно «не что, а как», и ничего никогда не возвращается полностью, а всегда трансформируется, и в тенденциях, и в моде, и в садах..

В целом мы идем к ограниченному набору растений, выражающих определенный художественный образ. И – в хорошем смысле к индивидуальности сада.

А вот поменялись ли они в наших садах, за пять лет, это вопрос. Проблема в том, что во многих садах они не поменялись и последние пятнадцать. Я имею в виду стилистику сада в целом.

Важно мыслить с позиций эстетики 21-го века, мы в садоводстве массово застряли в эстетике английского коттеджного сада начала 20-го века, так уж получилось, что именно он был взят за образец с появлением у нас ЛД в конце 80х. И английские открытые сады наиболее доступны для посещения, и именно их фотографии массово заполнили все журналы. Но важно помнить, что это сады исторические, и с тех пор прошло без малого 100 лет. Не мог ландшафт не измениться за это время. Мы же живем в других интерьерах, ездим на иных машинах, да и в сад приходим уже в джинсах.

Городской сад по проекту бюро Кэтрин Густафсон

Био (гео)пластика, лэндарт – актуальны ли эти темы у нас?

Геопластика, работа с рельефом, безусловно, интересная и как задача и как возможность решений. Но именно как поиск осмысленного планировочного подхода, изменение рельефа с определенной заданной пластикой, а не только извечное террасирование и подпорные стенки, отнюдь не всегда обязательные.

Дендропластика сегодня в расцвете, массивы посадок кустарников с последующим выравниванием под один объем, разной пластики, геометрической, бионической, мы видим уже повсеместно не только в европейских городских пространствах, но и у нас. И это прекрасный способ организации пространства кроме прочего, придания цельности и упорядоченности саду, как и любой повторяющийся элемент, вносящий ритм, а в данной случае и объемы.

С лэнд-артом очень интересно сегодня стали экспериментировать у нас, например, в Аптекарском огороде на Проспекте мира, выставляя и неожиданно вписывая эти объекты, что очень радует. Ну и конечно Никола-Ленивец и масштабыне работы потрясающего Николая Полисского трудно не вспомнить.

Хотя конечно вопрос интересной садовой скульптуры у нас пока остается открытым.

Будущее за большими садами или маленькими?

Будущее за садами со смыслом, образно и эстетически осмысленными. И технологичными при этом. Размер – это просто разные принципы проектирования и организации пространства.

Чем мы совсем не пользуемся, здесь в России, а надо бы?

Мало по настоящему современных проектных решений организации пространства, общественных территорий, площадей. Модульные, раппортные планировочные решения, и образно окрашенные при этом, которые мы видим в европейских городах в исполнении ведущих мировых специалистов ландшафтной архитектуры, например Марты Шварц, Кетрин Густафсон, просто завораживают. Где такие проекты у нас? Практически нет и хорошей современной скульптуры, арт-объектов в городе. А ведь именно общественные пространства в первую очередь формируют среду, тенденции, а следовательно и вкусы, и последующий запрос на современный дизайн. Нас же пока штормит от гранитных цветочниц с петуниями к отдельным современным скверам со злаками и обратно к пластиковым деревьям с мраморной крошкой.

И второе, это комфорт городской среды каждого двора, а не только знаковых объектов, здесь разрыв пока огромен. А хочется именно интересных дизайнерских решений (включающих решение всех потребностей) от специалистов, а не от самостийных или муниципальных служб. Хожу, например, по своему району с творениями местных «Жилищников»… и даже не хочется это комментировать…

Проект Марты Шварц

Какой сад вы мечтали бы сделать?

Пожалуй, мне интересна трансформация стилей, образов. Близки художественные подходы, возможно в силу первого образования. Как отразить, трансформировать тот или иной стиль или направление, чтобы это было решено в современной эстетике. Невозможно же сегодня всерьез возводить барочный сад или интерьер, но как можно на это ответить, сохранив эмоциональный строй, но сделав уместно времени и месту. Какой предметный язык близок современному человеку, в чем это выражается в саду?

Эмоциональный строй диктует решение, необходимую степень декоративной насыщенности, ассортиментный ряд. Образ, характер, настроение и необходимая сила эмоционального воздействия диктуют выбор ассортимента.

Люблю работать с растениями, цветом, искать образ каждого конкретного сада во взаимодействии с домом, владельцем, местом.. Много занимаюсь орнаментами, изучаю стилистику визуального образа, мне интересна их взаимосвязь с садами. Ведь ландшафт нельзя рассматривать отдельно от общего культурного процесса, и тенденции сегодня одни в моде, интерьере, ландшафте. И поиски на стыке искусств мне сейчас видятся самым интересным.

Всегда с интересом жду встречи с каждым следующим садом. А мечта… «зеленый цветник» в саду, кстати, давно хочу сделать, цветущий, но зеленый, интересная задачка…

ПОДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ЭРИК ДОНТ: МОДЕЛИРУЯ ПРОСТРАНСТВО ЭРИК ДОНТ: МОДЕЛИРУЯ ПРОСТРАНСТВО
САМЫЙ УЮТНЫЙ САМЫЙ УЮТНЫЙ

Сад Александра Гривко в Ореховно