Вилла Z – возвращение современной архитектуры к духу палладианских строений, когда все высокое и важное проявлено, все мелкое и суетное скрыто.
Комплекс состоит из нескольких построек: въездной группы, главного дома, гостевого дома с баней, летней беседки-павильона, – все вольготно расставлено посреди уникального лесного ландшафта, над которым также работали архитекторы. Высокий стиль задается сразу, въездной группой – это одноэтажное длинное здание, которое отгораживает территорию виллы от подъездной дороги. Оно рассечено на две части проездом, перекрытым массивной перголой. Главное здание сформировано двумя горизонтальными элементами – нижней плитой основания с несколькими уровнями пола (здесь сильный уклон рельефа) и верхней плитой покрытия, которая, в противоположность нижней, всегда остаётся на одном уровне. Как результат – внутренне пространство изменяется по высоте. Вы начинаете движение от низкого основного входа, спускаетесь по ступеням и попадаете в анфиладу высоких помещений, обращенных к лесу с выходами на открытые террасы. Это постепенное раскрытие в больший объем, а потом в воздух – сильный архитектурный прием.
За главным домом стеной стоит густой лес. Все постройки в лесной части (гостевой павильон, треугольная беседка-бельведер) выполнены из древесины, окрашенной в черный цвет: “это камертон к разнообразию постоянно меняющихся цветов окружающей природы”, – комментируют авторы.
ЛАНДШАФТ
Его главная черта – отсутствие дизайна. “Мы хотели сохранить природу места и решали всю навигацию по лесной части территории максимально просто. На плоскую поляну перед домом мы насыпали два холма, которые подобно остаткам древних валов, прикрывают сооружение”.
Аллея из ракит ведет от въездной группы к главному дому, огибая большой северный холм. Южный холм поменьше, он посвящен сельскому хозяйству. В лесу вьются по большей части щебневые тропинки, через ручьи перекинуты легкие деревянные мостки. Как будто ничего не было, как будто все так и было.
Хочется назвать архитекторов Fas(t) русскими вервордтами, но нет, это не совсем так. Они не обращены к прошлому, а ощущение вечности высекают из современных материалов. Это просто очень хорошая архитектура. Покой и воля.