Новый взгляд на дом и сад

САД У ХОЛОДНОЙ РЕКИ

“Paysagiste” (пейзажист) – так по-французски звучит “ландшафтный архитектор”. И это, казалось бы, странное определение идеально подходит к работе Александра и Ирины Сергеевых: здесь они создавали не сад, а именно новый живописный пейзаж, картину природы, от которой захватывает дух. Вот, что они рассказали…

“Дом должен быть частью сада. Кроме тех случаев, когда сад является частью дома. Это и позволяет саду и дому стать одним целым. Так мы думаем. У этого сада необычная история. В некотором смысле он создавался как необходимая среда для будущих зданий.

До начала работ участок представлял собой заброшенное капустное поле, поросшее бурьяном. Площадь территории около 1,8 га. Глубина слоя плодородного грунта около 40 см. С трех сторон от участка предполагалась плотная малоэтажная застройка. Четвертая юго-восточная сторона примыкала к реке и открывала великолепный вид вверх и вниз по ее течению и на противоположный лесистый берег.

Участок был плоским с небольшим равномерным уклоном в сторону реки, заканчивавшимся резким высоким откосом. Из деревьев на территории – одинокая крупная береза и два молодых тополя.

Планы предусматривали строительство основного и гостевого домов, вспомогательного дома для охраны и садовника и профессионального теннисного корта (автор построек – Дмитрий Позаренко). Наша задача – создать сад, максимально близкий к обобщенным образам природы. На пустом плоском берегу должен был возникнуть выразительный рельеф, как будто естественный, при этом позволяющий поднять основной дом на 1,5 метра – ради выигрышных видов в сторону реки.

Особенность наших территорий в том, что из-за холодного климата устойчивый снежный покров здесь держится на протяжении 5-6 месяцев. Снег скрывает мелочи и позволяет видеть целое более ясно. Поэтому крупным ландшафтным формам – в первую очередь спокойному не измельченному характеру рельефа необходимо было уделить основное внимание.

В саду предполагалось посадить большое количество крупных деревьев, которые отделят его от будущих соседних строений и создадут сложную живописную картину. Ландшафтное проектирование и работы начались до начала строительства зданий с учетом их эскизных проектов в 2009 году.

Проектируя рельеф, мы исходили из необходимости его доработки на месте. Деревья растут долго, поэтому приоритетной задачей была посадка крупного посадочного материала в короткие сроки.

Исходя из заданных высотных отметок в местах посадок деревьев начерно насыпались локальные холмы необходимой высоты и на них сажались 5-8 метровые деревья. Позже, в течение нескольких сезонов, к ним подводился итоговый рельеф. Мы лично руководили работой техники на этапе формирования первичного рельефа и затем собственноручно вместе с помощниками дорабатывали формы поверхности лопатами и граблями. Такая организация работы позволила постоянно видеть возникающий рельеф с точки зрения человека присутствующего и, что очень важно, двигающегося в саду.

Основу посадок составили местные породы деревьев. Большинство из них- из полосы, отведенной под строительство автомагистрали. Спасенные деревья стали форпостом леса на застраиваемом берегу. Это новый дом для множества птиц. Здесь гнездятся ушастые совы, кормятся дятлы, синицы и поползни, сойки летают с берега на берег.

Свободные от посадок поверхности покрыты газоном. Объемы рельефа не настолько велики, чтобы их можно было видеть в свободно растущем травостое. В газонном покрытии складки рельефа хорошо заметны – их подчеркивают и длинные вечерние тени деревьев, которые свободно скользят по стриженой траве, и утренние блики солнца, и куртины кустарников в небольших ложбинах.

Чередование плавных открытых поверхностей газонов и темных групп деревьев и кустарников воспроизводит в миниатюре холмистую местность с полями, покосами и пастбищами, рассекающими лесные массивы, через которую проходит дорога к усадьбе.

Количество дорожек с твердым покрытием сокращено до минимума, основные прогулочные пути проходят по газону.

Маршруты движения задаются посадками и рельефом, а газон обеспечивает их многовариантность. Без дорожек сад делается более лаконичным и меньше напоминает привычные сады и парки. Зимой дорожки с твердым покрытием очищаются от снега, а тропинки по снегу на газоне могут натаптываться там, где удобно. Снег не убирается, а уплотненный остается под ногами. При существующей интенсивности пользования этими зимними тропинками газон под ними не повреждается.

Существующий гостевой дом и проектируемый основной дом замечательны своей «открытостью». За счет панорамного остекления, просторных крытых и открытых террас, за счет продолжения материалов с характерными фактурами из интерьеров на фасады зданий и дальше на жесткие ландшафтные элементы, которые создавались совместно с автором дома, границы дома и ландшафта делаются условными, растворяются.

Строгие горизонтальные линии зданий врастают в ландшафт за счет линий подпорных стенок и дорожек, но они не распространяются далеко и, как одна часть системы, противостоят другой части – мягким и подвижным формам сада, реки и противоположного лесистого берега. И лес, и река очень велики в видимом пространстве. Они остались неизменными, но, как элементы, вошли в пейзаж, которого раньше не было и который появился”.

Проект “Сад у холодной реки” получил гран-при Национальной премии по ландшафтной архитектуре.

ПОДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПОЛЫННЫЙ БЕРЕГ ПОЛЫННЫЙ БЕРЕГ

Уральский проект ландшафтной мастерской Сергеевых

РУССКИЙ САД РУССКИЙ САД
СОВРЕМЕННЫЙ ЛАНДШАФТ ПО ПРОЕКТУ ЮЛИИ НАМЕСТНИКОВОЙ СОВРЕМЕННЫЙ ЛАНДШАФТ ПО ПРОЕКТУ ЮЛИИ НАМЕСТНИКОВОЙ

Сдержанность и свобода

КОГДА ВСЕ ОРГАНИЧНО КОГДА ВСЕ ОРГАНИЧНО

Михаил Козлов о ландшафте для архитектуры Юргена Мэйера