После разговора с ландшафтным архитектором Евгенией Руссу нам страшно захотелось приехать в Самару. Посмотреть на Волгу со смотровой площадки, вспомнить “Аленький цветочек” в сквере Аксаковых, проследить за историческими аллюзиями в ландшафте вокруг знаменитой Фабрики-кухни. Это все проекты, над которыми работал “САДПАРАД”. Евгения, его руководитель, рассказала нам все подробности.
![](https://inex-magazine.ru/wp-content/uploads/2024/05/20211130-dsc08695.jpg)
Евгения, последняя Национальная премия по ландшафтной архитектуре для вас “урожайная” – 4 золота! Вы лучший архитектор года, а “Вертолетка”, самарский парк на склоне у Волги, – лучшее общественное пространство. Расскажите, как сложился этот проект?
Наша «Вертолетка» – это уникальная смотровая площадка в Самарской области, откуда открываются потрясающие панорамы на Национальный парк «Самарская Лука», акваторию реки Волга и Жигулевские горы. Это одно из любимых мест горожан и гостей региона, но оно требовало обновления. Поменять надо было многое – от планировочного решения до эстетики. Надо сказать, что преобразить это пространство предложил город, был создан воркшоп, на котором работало пять архитектурных команд. В результате сделали вытяжку из пяти предложений. Новое планировочное решение основано на принципах ландшафтного урбанизма и максимально приближено к природному рельефу. Мы не поворачивали реки вспять, а следовали за рельефом, “нанизывая” функции: вот видовые точки, вот солярий, здесь места для костровищ, парковка, прогулочной променад… Зеленая составляющая у нас в природной семантике, все посадки абсолютно органичны на фоне Волжских далей.
![](https://inex-magazine.ru/wp-content/uploads/2024/05/aq8a5512-fotograf-andrej-lysikov.jpg)
“Вертолетная площадка”, Самара, 2020-2021, разработка проекта:
Аделя Иваева, архитектор
Евгения Руссу, ландшафтный архитектор
Реализация проекта: ООО «Вектор 21»
Фото: Андрей Лысиков
![](https://inex-magazine.ru/wp-content/uploads/2024/05/aq8a4687-fotograf-andrej-lysikov-1.jpg)
Что растет на Вертолетке?
Растения подбирались по аналогии с луговым разнотравьем: шалфеи, злаки, тысячелистники… Весной луковичные, затем герани, позже гелениум, астры. Здесь есть система полива и декоративность рассчитана на все сезоны. Поскольку это склон, мы использовали много “укрепляющих” растений – японскую айву, горную сосну, дерен опрысковый и белый. Все вместе дает волны непрерывного цветения, и это, конечно, вау-эффект. “А что, так можно было?” – вот самая частая реакция на новую Вертолетку.
![](https://inex-magazine.ru/wp-content/uploads/2024/05/aq8a6263-fotograf-andrej-lysikov.jpg)
В чем же секрет успеха?
Думаю в том, что мы изменили подход к проектированию. Комфортная городская среда – это, конечно, хорошо, но комфорта в наше время мало. У нашего современника изменились потребности, представление об эстетике, ему хочется эмоций, впечатлений, хочется удивиться. Вместо этого город предлагает стандартный набор: детская площадка, высокие деревья, дорожно-тропиночная сеть. Но это, скажем так, голые функции, их нужно упаковать в интересные дизайнерские решения. Разнообразить сценарии, предложить что-то сезонное, концептуальное. И работать лучше командой, синергия дает потрясающие эффекты.
![](https://inex-magazine.ru/wp-content/uploads/2024/05/aq8a4430-fotograf-andrej-lysikov.jpg)
Вы продолжили сотрудничество с городом?
Да, следующим проектом стал заброшенный сквер на месте усадьбы Аксаковых – это знаковое место для Самары, Аксаковы – важная династия для города, я уже не говорю о сказке “Аленький цветочек”, которую знают все. Но сквер остался с советских времен, к тому же он зарос кленом ясенелистным, карагачами, бут давно облупился… Наша реновация включала в себя и новую планировку, и включение дизайнерских элементов: авторские скамейки, светильники в книг, на которых уместился весь текст сказки. Растения подобраны в духе русской усадебной культуры: черноплодная рябина, тимьяны, шалфеи, папоротники, единственное, калину мы заменили на гортензию, чтобы не плодить тлю. А в роли “аленького цветочка” – полыхающие розы-ругозы “Робуста” и айва японская сорта “Николин”. Но это еще не все наши городские проекты…
![](https://inex-magazine.ru/wp-content/uploads/2024/05/2.-skver-aksakovyh.-foto-andrej-lysikov.jpg)
Сквер Аксаковых:
Архитектурное бюро Храмова (Дмитрий Храмов, Мария Храмова, Михаил Мятежин)
ТМ project bureau (Александр Шуткин, Ирина Фишман); скульптор Иван Мельников
Ландшафтное бюро «САДПАРАД» (Евгения Руссу); иллюстрации книги – Елена Загороднева
![](https://inex-magazine.ru/wp-content/uploads/2024/05/78e0bfeb3a96478a5a8d92eea42eea81.jpeg)
![](https://inex-magazine.ru/wp-content/uploads/2024/05/1607343794.jpg)
Не все?!!
Этой весной ждем, как себя покажет наш новый ландшафтный комплекс при филиале Третьяковской галереи. Если вы в курсе – этот филиал абсолютно уникален, он разместится в спасенной фабрике-кухне завода имени Масленникова, архитектурном шедевре эпохи конструктивизма. В плане это здание выглядит как серп и молот! Мы сначала думали, что это такая конъюнктурная дань советской эпохе (архитектор Максимова), но оказалось, что планировка абсолютно функциональна и гениальна. Например, в круглой части серпа заложен круговой конвейер.
![](https://inex-magazine.ru/wp-content/uploads/2024/05/fabrika-kuhnya2.-istochnik-foto-arhi.ru.jpg)
Ландшафтный комплекс филиала государственной Третьяковской галереи:
Виталий Стадников (основатель архбюро «Robot architects»), Константин Африкантов (руководитель архбюро «Robot architects»);
Разработка проекта – Адэля Иваева (архитектор «Вектор 21»); Растительный дизайн – Евгения Руссу (ландшафтное бюро «САДПАРАД»).
В общем, этот шедевр удалось спасти благодаря нашим городским активистам, а мы сделали вокруг него скверы – с разным настроением и характером. У открытой площади Амазонок высадили дуб красный (он ярко смотрится на фоне серого фасада), сосну обыкновенную – наш местный эндемик, и сделали аллею из лиственницы – классического “советского” дерева. Мы сохранили историческое планировочное решение, сделали подсветку, кронировали деревья, заменили мощение, изгороди и боскеты из кизильника. Обыграли традиционный ассортимент, который ассоциируется с советской эпохой: чубушники, пионы. Это наш новый взгляд на XX-й век.
![](https://inex-magazine.ru/wp-content/uploads/2024/05/292763-1176x1200.jpg)
А вот Сад Баланса – он другой, это уже постиндустриальная эпоха с ее переориентацией на личность человека. И поначалу наша концепция была воспринята негативно: мы решили показать, как природа берет свое, как зарастают остатки промышленных корпусов. Мы смоделировали сухое русло реки – гравийное, с двумя мостами через него, по бокам расположили балки, остовы, промышленные руины. И все эти следы человеческого труда захватывают прибрежные растения – дербенники, осоки, ирисы сибирские, ваточники. То есть воды в нашем саду нет, но есть эффект ее присутствия. Дальше начинается опушка, которую окаймляет береза черная с ржавой отслаивающейся корой, она идеальна на фоне “ржавых” букв З и М (завод имени Масленникова) из кортена. Вообще здесь есть кортен, он оправдан, и дух уходящего времени сквозит по всему саду. Дальше – переход в степную историю, с полынью, шалфеями… Вот настолько разными по духу получились этот руинированный сад и сталинский сквер. У этих проектов наступает первая весна после посадки и нам, конечно, не терпится увидеть результат.
![](https://inex-magazine.ru/wp-content/uploads/2024/05/fabrika-kuhnya1.-istochnik-foto-arhi.ru.jpg)