Сюда очень сложно добираться. От Мехико – восемь часов, прочь от столицы в затерянный мир Cилитла, где растут лучшие в Америке орхидеи. Собственно говоря, с орхидей и начал свой мексиканский опыт богач, поэт и коллекционер Эдвард Джеймс, автор самого причудливого в мире сада.
О Джеймсе говорили, что он внук английского короля Эдуарда VII, впрочем, слухи так никто и не проверил. Но он унаследовал огромное состояние, вел богемную жизнь, дружил с сюрреалистами. В его лондонском доме подолгу гостили Сальвадор Дали и Рене Магритт. Последний оставил нам два портрета Джеймса – ни на одном не видно его лица. На холсте “Принцип удовольствия” вместо лица лампочка, на картине “Репродуцирование запрещено” Эдвард стоит спиной и так же отражается в зеркале.
Все 30-е годы Джеймс вел себя как и положено истинному меценату: поддерживал друзей-художников, издавал журнал, собирал коллекцию. Покупал работы Дали, Пикассо, Магритта, Джорджио ди Кирико, Макса Эрнста и Павла Челищева. Общался с Эльзой Скьяпарелли и Коко Шанель, Маном Рэйем и Генри Муром. А в 40-е годы перебрался за океан: сначала ненадолго в Лос-Анджелес, затем в Мексику – эта страна как нельзя лучше подходила для человека с воображением, увлеченного эзотерикой.
Джеймс купил кофейную плантацию в Хилитле, но бизнес его не интересовал, он выращивал здесь орхидеи и разводил экзотических птиц. В одну из неожиданно суровых зим 1962 года все орхидеи погибли. Тогда несчастный садовник решил обратиться к более надежному материалу – бетону. Тридцать два гектара земли, прудов и водопадов посреди джунглей должны были превратиться в подобие рая, как его себе представлял эксцентричный Джеймс.
На строительство парка Las Posas он угрохал несколько десятков лет и все сбережения. Все художники и каменщики округи работали на него. Там и сям среди тропической растительности вырастали странные арки, башни, павильоны, мостики, перголы, статуи и колонны. Все это напоминало декорации к какому-то фантастическому фильму. Но до завершения проекта было еще далеко.
Чтобы продолжить строительство, Джеймсу пришлось продать с аукциона свою уникальную коллекцию картин. Он умер в 1984 году, так и не закончив гигантскую стройку.
Сад Эдварда Джеймса никогда не будет достроен. Никто не знает, что было в голове у его проектировщика, чем он планировал закончить свою фантазию. В отличие от Гауди у Джеймса нет шансов. На причудливые бетонные декорации быстро наступают джунгли, бетон покрывается мхом во влажном климате, вьюны, цветы, лишайники поглощают рукотворные формы.
Созданный в XXI-м веке Fondo Xillitla пытается поддерживать сад в надлежащем виде, но джунгли явно сильнее фонда. Поэтому если окажетесь в Мексике, не поленитесь съездить и посмотреть на это чудо – пока оно не исчезло с лица земли, как часто бывает с замыслами прекрасных сумасбродов XX-го века.