Новый взгляд на дом и сад

ВИКТОРИЯ БАЗОЕВА И ЕЕ “БОТАНИЧЕСКИЙ ЗАГОВОР”

Виктория Базоева работала журналистом в «Афиша-Мир», The Rolling Stone, L’Officiel Voyage, «Вокруг Света», National Geographic, Prime Russian Magazine, писала путеводители по Москве для Momondo. А потом совершила резкий переход от текстов к растениям: получила диплом ландшафтного архитектора в British Academy of Garden Design, стажировалась у знаменитой лондонский флористки Филиппы Крэддок. Сейчас Виктория — руководительница ландшафтного бюро «Ботанический заговор» и автор одноименной книги, впервые показывающей флористические хиты в культурном контексте. Эта книга — не руководство начинающего садовода, хотя практическая часть там есть, и немаленькая. В большей степени — это собрание увлекательных рассказов, необычных кейсов, исторических анекдотов — о “павловском” лимоне и калифорнийских пальмах, современных художниках и партизанском садоводстве, Остине и Кордесах, аптекарских огородах и викторианских оранжереях. Нам такой подход очень близок.

Как родилась идея книги? Кому она адресована? Большинство читателей ждет практические советы, фотографии и пошаговые инструкции, вы же выбрали другой формат. Как вам кажется, много ли у нас людей, которым интересно читать про “приключения” растений?

Так вышло, что почти двадцать лет лет я работала журналистом и редактором, но потом это перестало казаться мне перспективным, и я пошла учиться на ландшафтного архитектора, основала свое бюро и практически бросила писать. Идея книги о цветах появилась у главного редактора издательства Индивидуум, Феликса Сандалова, он предложил ее мне, и я, конечно, сразу согласилась: я действительно люблю одинаково и ландшафты, и тексты — а здесь была возможность заниматься всем сразу и заодно разобраться с какими-то волнующими и меня вопросами. Мы сразу решили, что делать еще один справочник-определитель, учебник по фитопатологии или альбом с нарядными фотографиями не стоит, а книгу надо адресовать условным миллениалам. Думаю, довольно очевидно, что комнатное и и прочее садоводство стало очень популярным в последнее время не только среди старшего поколения, но и среди молодежи. И хотелось дать какие-то опорные точки про растения: и немного практической информации и прикладных стратегий, и вместе с тем чуть больше культурного и исторического контекста. Когда мы работали с издательством над книгой, мы много шутили про то, что пшеница одомашнила человека — но это не шутка, это правда. Растения действительно имели куда большее влияние на человечество, чем принято думать сейчас.

Расскажите об учебе в British Academy of Garden Design. Как выстроен процесс? На что делается акцент? И как переносить эти знания на русскую почву?

Здесь надо сказать, что учеба в BACD — мое второе британское образование и третье по счету. После МГУ я училась заочно в Оксфорде, и шок от разницы между российским и британским образованием, к счастью, настиг меня там. Дело в том, что мои ожидания были как от вебинара: мужчины в твиде читают мне с экрана вдохновляющие лекции, а я с наслаждением слушаю и параллельно ем эклеры. На самом деле, все совсем не так: британское обучение — это очень, очень много самостоятельной работы. Очень много самостоятельного изучения материала, огромные списки литературы и не менее внушительные списки вопросов, на которые нужно найти ответ и написать эссе. Ты все делаешь сам: сам ищешь нужные материалы, сам ищешь ответы на вопросы, сам придумываешь гипотезу и сам ее решаешь. Я не уверена даже, что в Академии у нас была хотя бы одна лекция дольше, чем на час.

Императорский ботсад, субтропическая оранжерея, Санкт-Петербург. Фото: Наталья Соловьева.

Очень непривычно, но такой процесс учит главной вещи — думать, искать варианты решения, не полагаться на готовый ответ. Все как в жизни: решать все проблемы твоего потенциального бизнеса только тебе, и нужно настроить свою оптику на это. А еще в Британии большой акцент делается на то, что ландшафтный дизайн — в первую очередь бизнес, и вся учеба абсолютно практическая: отдельные блоки посвящены общению с клиентом, подготовке для него мудбордов, тому, как стоит коммуницировать и доносить идею сада, как делать сметы, как работать с подрядчиками, как делегировать и организовывать процесс. Все это сделано с большим уважением к слушателям: ты получаешь именно те практические навыки, с которыми тебе придется работать, и количество набитых шишек у новичков сильно сокращается. Впрочем, в Британии и подход к ландшафтам другой: архитектор — это не садовник. И не инженер. И не фитопатолог. Он автор идеи и в первую очередь менеджер проекта: ему бы хорошо понимать про растения в целом, но знать, как отличить инфекционную гниль от неинфекционной он не должен — у него для этого должна быть команда. Переносить подобную структуру на российскую почву, пожалуй, сложнее всего: рынок в России за последние годы, по ощущениям, просел, и заказчики стремятся экономить — тем более, что предложений “все в одном” на рынке достаточно много.

Императорский ботанический сад, Санкт-Петербург. Фото: Наталья Соловьева.

А почему не какие-нибудь ландшафтные курсы в России?

Собственно, поэтому и учеба в Британии, а не ландшафтные курсы в России. И, да, садоводство — это действительно часть британского ДНК. Причем садоводство в природном ключе, где важно устойчивое развитие, внимание к окружающей среде, к экосистемам, где компостный ящик на участке — это роскошь и объект желания, а не позорный угол, который стыдливо прикрывают. Где листья не надо убирать каждую осень, и не всякий газон нужно косить. Где использовать гербициды — запрещено и вообще прошлый век. Это неидеальные участки, где хорошо всем: и человеку, и букашкам. Наверное, мне очень повезло, но 90% моих клиентов сейчас — те, что придерживаются схожих взглядов, и их не пугают гостиницы для солитерных насекомых на участках, они готовы оставлять дикие участки сада для ежей и птиц, они готовы терпеливо ждать, пока сад вырастет, а не рисковать посадками очень взрослых крупномеров, они хотят огромные лужайки эхинацей и полевых цветов. Это очень радостно, хоть я и знаю, что не все клиенты моих коллег такие: кто-то по-прежнему хочет выхолощенный газон, политый селективными гербицидами и стенку из туй. И это нормально, чтобы повернуть к более экологичному во всех смыслах ландшафту, нужно время.

Императорский ботанический сад, Санкт-Петербург. Фото: Наталья Соловьева.

Новая садовая эстетика — какой вы ее видите? Что бы вы хотели предложить своим клиентам?

Я думаю, что новая садовая эстетика — впрочем, скорее, хорошо забытая старая — это малоуходный сад непрерывного цветения. Заказчики стали ценить свое время и погружаться глубже в сметы. Они задают вопросы не только про посадку, но и про уход за садом дальше. И, конечно, хорошо и экономично, если сад не требует каждодневной стрижки маникюрными ножницами. Лично мне очень симпатичны британские cottage gardens — маленькие, очень плотно засаженные многолетниками, очень природные, прощающие сорняки там и сям, не требующие большого ухода.

Императорский ботсад, субтропическая оранжерея, Санкт-Петербург. Фото: Наталья Соловьева.

Желание уехать загород и разбить сад — это старость?)) Или вполне себе мощный тренд у зумеров и миллениалов?

Мне кажется, что пандемия хорошо показала, что собственный дом за городом с садом — это роскошь, к которой все стали стремиться. Если посмотреть на цены на новостройки в Москве, то особо выделяются те квартиры, в которых есть собственный большой балкон или укромная веранда — словом, место для сада, отдыха, прогулок. Не уверена, что миллениалы хотят разбивать сад своими руками, но иметь такое место точно были бы не против.

Что вы посадите у себя в новом сезоне?

Я с любовью собираю розы Дэвида Остина, многолетнюю чину, наперстянки, декоративные луки и редкие виды эхинацей, поэтому планирую пополнять дачную коллекцию. Хочу расширить ягодный сад и докупить несколько кустов голубики тех сортов, которых у меня еще нет, поставить наконец теплицу (в сезон все никак не доходят руки) и переделать приподнятые грядки, чтобы у ребенка появились свои собственные. А на балконе я каждый год сажаю пеларгонии и в больших кадках по настроению — розы, горошки, циннии. Собираюсь продолжать в том же духе!

Далее – небольшие цитаты из книги “Ботанический заговор”, который мы сопроводили впечатляющими снимками петербургского фотографа Натальи Соловьевой. На фото: Императорский ботсад, субтропическая оранжерея, Санкт-Петербург.

…Дореволюционная Россия в области пальм следовала по европейскому пути. Богатые аристократы владели оранжереями, в Петербурге был построен великолепный Императорский ботанический сад, но после 1917 года всем стало не до пальм, и декоративная ботаника пришла в упадок. Ближе к середине XX века, впрочем, в СССР начался пальм-ренессанс: их обожали в советском озеленении. Пальмы высаживали у Большого театра и в метро, возле Мавзолея и Манежа. Особой любовью пользовались трахикарпусы, которые свободно и вольготно растут в открытом грунте в районе Сочи и Краснодарского края и неплохо переносят даже легкий морозец…

…Герилья-садоводство, или, буквально, партизанское садоводство, – это выращивание чего-либо на земле, которая вам не принадлежит. Началось это движение в Нью-Йорке в 1973 году: группа жителей одного из районов начала с того, что облагородила заброшенный пустырь. Затем The Green Guerillas вешали кашпо с цветами на брандмауэры домов, сеяли полевые растения вдоль дорог и раскидывали самодельные бомбы из компоста, удобрений, семян и воды, упакованные в рождественские елочные шары.

…Волшебный мир инстаграм-ботаники оказывает многим растениям медвежью услугу. На красивых картинках часто можно увидеть огромный романтический фикус лирата у открытого окна, папоротники в эффектных подвесных кашпо без дырок и, конечно, целые джунгли в ванной комнате без окон. Увы, здесь ожидания сильно расходятся с реальностью. Фикус лирата – капризное и очень дорогое дерево, которое чуть что норовит сбросить листья (особенно у открытого окна). Папоротники начинают чернеть по краям. Веселенькие маранты, машущие листьями по вечерам, зимой и летом одним цветом – с жухлыми краями листьев. если не опрыскивать их каждые два часа…

…Удивительно, но столицей цитрусовых в России стал небольшой городок в Нижегородской области – Павлово-на-Оке. По легенде, “павловскому” лимону уже почти двести лет, и это сборное название для разных цитрусовых растений, которые хорошо адаптированы к тому, чтобы расти дома.

Лимоны очень не любят, когда их поворачивают или просто двигают, – они на это реагируют сбрасыванием листьев.

Для цитрусовых очень важен размер горшка: его диаметр должен быть визуально как корневая система… А еще комнатные лимоны начинают цвести только тогда, когда горшок жмет…

ПОДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ЭКО-САДЫ -ДИКИЕ И СИМПАТИЧНЫЕ ЭКО-САДЫ -ДИКИЕ И СИМПАТИЧНЫЕ

Как создать луг в городе и влюбить в него местных жителей.

ДОМ И САД ДИЗАЙНЕРА ДИМЫ ЛОГИНОВА ДОМ И САД ДИЗАЙНЕРА ДИМЫ ЛОГИНОВА

Тонкие наблюдения от первого лица

КОГДА ВСЕ ОРГАНИЧНО КОГДА ВСЕ ОРГАНИЧНО

Михаил Козлов о ландшафте для архитектуры Юргена Мэйера

САД ДЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ САД ДЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Разговор с Людмилой Белых – одним из самых авторитетных ландшафтных дизайнеров