Наш лучший предметный дизайнер Дима Логинов все больше времени проводит за городом. Нам он рассказал, как обустраивал здесь дом, как справился с садом без ландшафтного образования и зачем ему все это надо.
Как ты представлял себе свой дом и сад, что хотелось получить в итоге?
Изначально мне отчаянно захотелось бывать на природе. Жизнь в центре города мне много дает, но много и забирает. Пробки, шум, очень грязный воздух – от всего этого хотелось периодически уезжать. Поэтому, когда я искал место, я планировал сам escape, а не сад. В планировании сада я на тот момент вообще ничего не понимал, думал, что буду спонтанно и по ходу дела все придумывать. Так и вышло. Одно я точно знал, что место под дом не должно быть пустым, на нем должны расти деревья.
Я купил довольно заросший молодыми деревьями участок, в основном это были березы и ивы. Через год мне пришлось убрать все ивы из-за того, что в этой части Подмосковья они часто и сильно болеют. Таким образом, у меня осталось около пятидесяти берез, и я уже знал, как вписать дом. Я очень хорошо помню, как мне говорили профессионалы – сделай план сада, иначе у тебя будет хаос. Но я чувствовал себя слепым котенком. Конечно, я мог нарисовать красивый план сада, но что толку, если не мог отличить дерен от кизильника? Я не знал, что именно хочу, потому что почти ничего не знал о растениях и деревьях. Это сейчас, когда я посещаю европейские сады, я знаю почти все названия и как они поведут себя в нашем регионе, а тогда я мог лишь приехать в питомник, накупить всего, что мне понравилось, и потом думать, куда же все это посадить? Так мой сад начал рождаться из полного хаоса. Но это интересное «путешествие». Постепенно я начал много узнавать, а главное, чувствовать пространство сада, как оно работает, как меняется и как влияет на мое восприятие. Это настолько сильно отличается от того, что я делаю в предметном дизайне, что я очень ценю этот опыт, который начал приобретать три года назад.
Ты сам проектировал, подбирал растения? Что именно хотел поселить в саду?
В моей семье за такие вещи отвечаю только я. Хотя однажды так случилось, что мой друг с соседней улицы посадил мне несколько сосен и ель, пока меня не было на месте. Он фотографировал разные части моего участка и писал – тут нормально? Надо пояснить, что в моем поселке живет несколько моих друзей. Мой самый старый и верный друг стал моим соседом, мы давно договорились купить участки рядом. Потом подтянулись еще друзья. И вот один из них, ландшафтный дизайнер, заказывая себе целый грузовик сосен и елей, решил сделать мне подарок и посадил несколько. Это был волнующий опыт, ведь обычно я люблю сам все контролировать. Сосны отлично прижились и вписались. Впоследствии мой сосед-ландшафтник привозил по моей просьбе еще несколько деревьев и кустов из дальних питомников.
С ландшафтным дизайном все оказалось гораздо проще или сложнее, чем представлялось?
Изначально все было очень сложно. Я вообще ничего не понимал, что делаю. Но у меня хорошо развито чувство композиции. Поэтому я и «собирал» сад по частям, не особо уделяя внимание общей картине. Общая картина до сих пор не сложена, на мой взгляд. Еще много чего предстоит корректировать и менять. Ну и конечно, картина поменяется, когда вырастет до нормальных размеров то, что я посадил. Например, чтобы закрыть все заборы.
Что видно из окон и как это задумывалось?
Это самый важный вопрос, когда в доме большие окна. А как ты знаешь, в моем доме окнами покрыта половина фасадов дома. Поэтому, конечно, я понимал, что, сидя на диване или обедая, я хочу видеть не яблони и груши, а что-то более декоративное. Я посадил сосны на штамбе, которые напоминают итальянские пинии, взрослые дубы и разнотравье. Но не менее важным оказалось освещение сада и этих видовых точек. Люди многое теряют, не освещая свой сад вечером.
Монохромный интерьер – есть ли какой-то отклик на эту концепцию в саду?
В действительности монохромным он становится только зимой. В остальное время он всегда разноцветный. Из-за стеклянных фасадов границы между интерьером и экстерьером визуально стерты и сад не воспринимается как что-то внешнее.
Какие предметы (отделки, решения) держат интерьер?
В доме самое важное – это освещение. Оно должно быть деликатным, не слепящим и, лучше всего, отраженным. Я подсветил балки крыши, и этот отраженный свет используется чаще других по вечерам в моем доме. Если сценарии освещения плохо продуманы или у вас висит одна лампочка на потолке по центру гостиной, ничто интерьер уже не спасет. Но, конечно, я привез кучу декора из своей московской квартиры, а еще больше купил. Все это мне негде ставить, потому что, если честно, Дубльдом не очень предназначен для декора. Искусство тоже почти негде повесить, ведь половина стен из стекла. Тем не менее мне удалось разместить несколько картин, написанных мной специально для этого дома, и какие-то артефакты, купленные в основном в антикварных лавках и на блошиных рынках по всему миру. Над обеденным столом я повесил свой светильник Mountain View, созданный для Axolight.
Как сад работает по сезонам?
Самое необычное для человека, который живет в городе, – это даже не смена красок, а то, что постоянно все находится в движении. Первые пару лет я не мог к этому привыкнуть. Люди, живущие в квартирах, даже представить себе не могут, насколько визуально статичен их мир.
Твои приоритеты и самые яркие впечатления в области ландшафтного дизайна. Как будет развиваться ландшафтный дизайн в дальнейшем, по твоему мнению?
Тут мы, к счастью, не слишком уж сильно отстаем от мировых тенденций. То, что в Москве стали в таком количестве сажать луговые травы и цветы в общественных зонах, говорит о городе с очень хорошей стороны. Осталось подтянуться садоводам-любителям и открыть для себя такие имена, как Питер Удольф, Найджел Данет и другие.
Когда понадобилась помощь профессионалов? Что начинающий садовод может сделать сам?
Я всему предпочитаю учиться сам. Знаешь, дело же не только в том, чтобы создать красивый сад. Этот опыт меняет и меня. И мне это нравится.
Что бы ты точно никогда не стал делать самостоятельно в саду?
Дренажные трубы, электрику в саду, подводы воды : все, что касается технической части. Но опять же, по моему опыту и здесь нужно хорошо во всем разобраться, чтобы контролировать работу. А ее обязательно нужно контролировать! Ну и конечно, все это самому спланировать. Ведь только я знаю, в каких частях сада мне нужно провести воду и что я хочу подсветить.
Твои любимые ракурсы и моменты в саду, на что можно смотреть бесконечно?