Есть три места, в которых надо обязательно побывать всем поклонникам хорошей архитектуры. Да, это кладбища. Но какие!
Гуннар Асплунд и Skogskyrkogården в Стокгольме
“Лесное кладбище”, которое Асплунд строил всю жизнь, включено в список наследия ЮНЕСКО. С него началась новая плеяда кладбищ-парков. Здесь и правда хорошо подумать о вечном. А удивительно прежде всего то, что Гуннар Асплунд и Сигурд Леверенц выиграли на него международный конкурс в 1915-м году, будучи совсем молодыми архитекторами.
Главная “фишка” архитекторов – включение в проект ландшафта, “истинно библейского”, по мнению Асплунда. Еще до стройки был сооружен холм медитации, а на нем высажено 12 вязов (христианское число). Холм хорошо виден от крематория, построенного в стиле функционализма в 1935-40-м. На территории также интересно найти Лесную часовню и часовню Воскресения.
Тадао Андо и Sapporo в Японии
Самый красивый мемориальный комплекс в Японии, а может быть, и в мире создал Тадао Андо в 2017-м. Причем задача была непростой: в чистом поле стояла огромная статуя Будды высотой в 13 метров и трогать ее было нельзя. Тогда Андо накрыл статую холмом-ротондой. Снаружи видна лишь макушка Будды, а изнутри кажется, что круглый вырез неба – это нимб над его головой. Внутрь холма можно попасть через тоннель, он начинается у квадратного бассейна для медитаций. Самое замечательное, что весь холм засажен лавандой – для этого понадобилось 150 тыс. кустов.
Карло Скарпа и комплекс Брион под Тревизо
Немного о Скарпе и комплексе Брион мы рассказывали здесь.
в 1968-м году умирает Джузеппе Брион – создатель фирмы Brionvega: телевизоры, радиоприемники и другая техника этой марки была не только очень популярна, но и попала в музеи, включая МоМА. Его жена Онорина заказывает Скарпе усыпальницу – то, что получилось у архитектора в результате, восхищает и удивляет. Это почти квест – бродить среди бетонных почти шумерских построек и гадать, что Скарпа имел ввиду.
На что обратить внимание:
__Окно в виде сдвоенного круга в часовне: в литературе этот символ называется vesica piscis – рыбий пузырь. Он чрезвычайно распространен в древних искусствах и оккультных науках.
__Бесконечные ступенчатые паттерны – не только излюбленный декоративный прием Скарпы, но и способ создать игру светотени – участок Брионов всегда на открытом солнце. “Мне нужен был особый свет и я отработал все детали с линейкой в 5,5 см. Кажется, что в этом мотиве ничего особенного, на самом деле он очень динамичен и выразителен… Все, что можно, я мерял числами 5,5 и 11” (к слову, кипарисов там высажено тоже 11)
__весь участок поднят на 75 см – таким образом создается ощущение некоторой отстраненности, отдельности. Сдвоенный круг в павильоне для медитации у заросшего пруда находится на уровне… женских глаз, глаз Онорины. Для мужчин он слишком низок. __Вода – что может быть важнее для венецианца? Водные протоки и русла повсюду на территории гробницы. Текучие – они символизируют жизнь, спрятанные под плитами – смерть, мертвую воду.
__аркосолий – каменная арка, накрывающая два саркофага. “Покойный хотел быть ближе к земле, он гордился тем, что был, что называется, “от сохи”. Поэтому я придумал маленькую арку – аркосолий – подобно тем нишам в раннехристианских катакомбах, где захоранивали важных персон и мучеников”.