“Я помню”, – так назвал Феллини свой фильм 1973 года на романьольском наречии, и получилось – “амаркорд”. Но создать из вещей прошлого целый мир и наполнить его современной энергией может не только кинорежиссер. Некоторым любителям прекрасного это тоже доступно.
Елена Вальтер, переводчик с итальянского и коллекционер, пригласила нас в гости загород как-то осенью, и мы были впечатлены тем, как интересно она сочетает северную лаконичность дубль-дома, природу средней полосы и интерьерное наполнение итальянских 70-х. С тех пор прошло 4 года, а у Лены на участке уже 4 дубль-дома (у каждого своя функция), и тридцать соток по-прежнему не огорожены никаким забором.
В гостиной – диван по дизайну Чини Боэри, Arflex, 70-е, журнальный столик, дизайн Джанфранко Фраттини для Cassina, 70-e, светильники по дизайну братьев Кастильони, Flos, 60-e. Барная тележка – в постоянной экспозиции Moma NY, дизайн Anna Anselmi для Bieffeplast, 90-e.
Ведь дубль-дом – это жизнь по горизонтали и любование пейзажем прямо из окон, заборы ему не идут, да искусство особенно не разместишь – мало стен. Тем не менее хозяйка включила в обстановку и мозаичные панели старых советских заводов, собранных энтузиастами из ChronosFactor, и небольшие работы современных художников, отловленных на выставках “Шар и Крест”.
Но больше всего здесь Италии. Страны, очень близкой Елене Вальтер, – по духу и по работе. В новый большой дубль-дом серии “Каштан” переехал лучший винтажный свет из галереи Лены “20th Century Lamps”: в частности лампы из материала cocoon братьев Кастильони, которые они делали в 60-е для Flos, и более минималистичные, их же – для Kartell. Обеденный стол и стулья здесь от Афры и Тобиа Скарпа (Molteni, 70-е), диван придумала Чини Боэри для Arflex тоже в 70-е, а журнальный столик от Джанфранко Фраттини – Cassina тех же лет.
Входная зона: кресло по дизайну Alberto Salvati и Ambrogio Tresoldi для Saporiti, 1983 г., ткань Luigi Missoni. Деревянная вешалка от Fratelli Longhi, 60-е, зеркало от Veca.
Выходим на террасу. Здесь мы выясняем, что нет ничего прочнее винтажного дизайнерского ротанга (Gervasoni, 1956), попутно испытываем желтые шезлонги и красные винтажные стулья no name – и надо сказать, что открытые цвета очень идут этому дому и этому саду.
Сад изначально закладывала ландшафтный дизайнер Нина Мирел, но с Вальтер невозможно спорить, она все делает по-своему. Слегка расхристанное настроение Лениного сада, где все в движении, все перемешано, и одно красивое готово затмить другое, – это про нее саму. И про ее успешные попытки создать гармонию без всякого плана и самоограничений.
Поэтому в саду Лены соседствуют и светлые ивы, и золотые разновидности aurea, и розы, и цветник в стиле new perennials, посконник во второй половине лета колоннами подпирает стены первого дубль-дома, а лабазник попадает в букеты (с легкой руки креативного гостя – декоратора Аллы Шумейко).
Этот сад не стесняется своих красок, а осенью их будет еще больше – благодаря кленам и багрянникам. За что мы и выпили. Из винтажного хрусталя, закусив белой смородиной, сервированной на блюде коллекционного “ледяного” стекла. Ведь такими вещами надо пользоваться сейчас. Чтобы потом было, что помнить.