Звезда британского ландшафтного дизайна, неоднократный победитель Chelsea Flower Show, блестящий журналист и проводник идей современного сада приехал в Москву – он возглавляет жюри фестиваля “Цветочный джем”. Конечно, мы с ним встретились, а теперь в подробностях все рассказываем.

Энди Стеджен уже очень давно в профессии, хотя попал в нее случайно. Собрался делать военную карьеру, но передумал, начал помогать старшему брату, ландшафтному инженеру, и решил заниматься садами. Как он шутит, “все, как в армии, – тяжелая физическая работа на свежем воздухе и в команде, с одной лишь разницей – это работа творческая”. По признанию самого Стеджена, он попал на самый скучный период английского садоводства, когда заказчики желали исключительно коттеджный садик в стиле Arts & Crafts, а в дизайне царили три “П”: пруд, патио и пергола.



Промучившись до 1994-го, Стеджен закрыл бизнес и уехал путешествовать. И вернулся только через три года. А в Британии новое правительство, новые взгляды, новое отношение к дизайну. “Садовая тема вдруг стала престижной и популярной, о современных садах писали в журналах и снимали передачи, я чувствовал, что запрыгиваю в уходящий поезд”.


Сейчас Стеджен – один из самых модных и востребованных дизайнеров. Его смелость и интерес к архитектуре позволяют делать действительно запоминающиеся ландшафты. Он часто повторяет в саду элементы архитектуры дома, он умеет работать как с большим, так и маленьким пространством (и написал об этом книгу).

Стеджен любит камень и листву – и чаще всего делает волшебство из этих материй. Упомянем также, что этот светлый и открытый человек пережил в 2009-м ужасную трагедию, потеряв в одночасье мать своих троих сыновей (ей было 37 лет). Сады, которые он создавал, придя в себя от потери, были поэтичными и радостными, несмотря ни на что. Да, и он, наверное, чемпион по количеству золотых наград на Челси.


Сад для M&G Челси-2019 – про собственно природу и ее регенерирующую силу. Основные элементы – пласты-скульптуры из обожженной древесины работы Джонни Вудфорда. Структура сада символизирует скальные образования австралийского побережья. Стеджен обещает множество растений, которые никогда не появлялись на Челси.

– В мае мы увидим ваш девятый сад на Chelsea Flower Show. Как вы считаете, что представляет собой Chelsea Flower Show сейчас – это выставка готовых образцов, которые можно перенести на свой участок, это современное искусство, это некий месседж миру, социальное, философское послание?
– Сейчас я стараюсь объединять все эти идеи вместе. В этом году, правда, будет больше арта, что-то мне не верится, что такой сад кто-то захочет у себя воспроизвести. Но в предыдущие годы я делал реальные сады и да, мою идею можно было воспринимать и так, и эдак, в зависимости от того, какой у вас подход к саду. Я думаю, разумно считать выступление на Челси прежде всего рекламой своей работы. Это фантастическая возможность показать свой творческий подход и побыть самому себе клиентом – такого клиента вы ведь в реальном мире не найдете. Другая важная вещь про Челси – сейчас здесь очень трудно быть авангардистом, делать что-то неожиданное. Двадцать лет назад было намного проще. Тридцать лет назад – совсем легко. Вы могли сделать что-то совсем из ряда вон. Но теперь с интернетом, пинтерестом, инстаграмом все видят все. Удивлять становится все сложнее.

– А у вас есть заказчики из нового, цифрового поколения?
– Немного, но есть. Да, и они пришли к нам благодаря интернету.
– И что они хотят?
– Вы удивитесь, но они хотят абсолютно традиционные сады. Даже молодые люди. Я думал, все будет быстро меняться, но нет… Большинство консервативно. И только совсем небольшой процент заказчиков готов на современный сад.


– Нам кажется, что сейчас все внимание приковано к общественным пространствам – это касается самых разных городов. А вот эпоха частных садов заканчивается. Как вы думаете?
– В будущем будет больше парков, меньше садов? – Безусловно. Я забыл, какой процент сейчас живет в больших городах, не меньше 50, и этот процент растет, растет давление на зеленые зоны, их становится все меньше. Стоимость недвижимости напрямую зависит от того, можете ли вы увидеть дерево, выглянув в окно, есть ли у вас балкон, палисадник, далеко ли вам до парка. Это все вопросы качественной жизни и здоровья, все теперь это понимают. Например, в Сингапуре, если вы строите новое здание на месте старого, вы должны сделать больше зеленых территорий, чем было изначально. Если участок под застройку новый, вы должны спроектировать новое озеленение, чтобы оно соответствовало облику здания. Во всех странах власти придают этому значение. Это недавняя тенденция, но она мне очень нравится.

– Вы говорили, что архитектура для вас очень важна. Какая архитектура вас вдохновляет?
– Я предпочитаю очень современную архитектуру. Инновационную. К сожалению, в Лондоне у нас не так много чего-то подобного, потому что у нас слишком много традиций. Слишком много правил. Думаю, в других городах больше возможностей для современной архитектуры. Лондон здесь проигрывает. Но я впитываю всю актуальную информацию – мне интересен дизайн мебели, витрины, выставки современного искусства, один сад, например, я спроектировал по мотивам картины Дэвида Хокни… (прим. ред. в Лондоне Энди Стеджену нравятся башни BT Tower и Centre Point, а вот Walkie Talkie он считает откровенным уродством. А вот про этот любимый Стедженом дом мы в свое время писали).

– А как быть с артом в садах? У нас это направление совсем не развито. Что вы посоветуете?
– Прежде всего я бы посоветовал не строить сад сначала и включать в него искусство потом – вот никогда так не надо делать. Вам нужно одновременно планировать сад и искусство в нем. Это очень важный момент. Второе – выберите скульптора, которого вы знаете или который вам нравится, и работайте с ним вместе. Так вы сможете обогатить свой собственный стиль.

Правила сада Энди Стеджена
Цвет. Контролируйте себя. Используйте сокращенную палитру, например, три оттенка, но повторяйте их по всему саду.
Маленький сад. Главная хитрость здесь – создать сложное пространство, которое будет открываться постепенно. Главное внимание – на пропорции и масштабы. Не переборщите!
Материалы. Сейчас столько возможностей у дизайнеров, столько технологичных новинок, но до сих пор лучшие современные сады создаются с помощью камня, дерева и бетона.
Что брать у природы. У меня к природе подход не научный, а эстетический. Я не буду точно воспроизводить какое-то конкретное природное сообщество. Наоборот, я с удовольствием посажу рядом растения с разных континентов, если им подходят условия. Экспериментируйте с посадками, раздвигайте границы и географию.
