Новый взгляд на дом и сад

ЛИЧНЫЙ САД ЕЛЕНЫ АСТАШКИНОЙ

Фото из личного архива автора, 2017 год

Реплика – так характеризует свой загадочный подмосковный сад ландшафтный дизайнер Елена АСТАШКИНА. Мы попросили ее рассказать, что она имеет в виду.

“Когда-то здесь было обыкновенное заросшее поле, а взгляд еще не упирался в близлежащие дома – вот так, если в двух словах, все и начиналось. В те времена мне хотелось обустроить все именно так, как меня учили, но поскольку средств оказалось явно меньше отпущенного времени, то постепенно удалось разглядеть еще что-то, о чем мне рассказать не успели. Потом случилась Япония, казавшаяся в то время абсолютно недостижимой, что может быть даже сыграло свою положительную роль, после чего все и понеслось… Не хочу лукавить, что кардинально углубилась в философию, пытаясь разгадать толкование канонических текстов, что досконально изучила буддийское вероучение или что хотя бы упорно пыталась постичь суть создания японских садов (кстати, да, пыталась), нет, просто я … нечаянно влюбилась в тот далекий мир, что и оказало свое последующее влияние на все. А уж наблюдать, фиксировать и переосмысливать, да, это – мое… Судите сами – тринадцать лет от первого дерева и шестнадцать от рождения идеи: он ведь не просто подрос, но и давно пытается выйти за очерченные для него границы. И если постепенно что-то здесь и менялось, а здесь уж точно менялось, поскольку это не только прототип типичного усадебного сада, но и полигон или скорее экспериментальная площадка для обкатки новых идей, то первоначальная структура – тот самый задуманный план – без потерь добрался до наших дней…

И по сути сегодня не так важно, сколько лет саду, ведь гораздо важнее, что шаг за шагом его удалось довести до почти нужного состояния, когда ничего уже объяснять нет необходимости, он и так, как на ладони. Люди приезжают сюда, чтобы получить свою порцию творческой подпитки. И не столь важно, думаю, что главное, а что второстепенное, – просто перед вами сотни маленьких пустяков, объединенных одной идеей, одним смыслом, поэтому на самом деле важно все. Хотя на многие подобные вопросы приходится отвечать лишь годами жизни.

“Теперь я поняла, чем ты занимаешься – дизайном земли”, – подводит полученные впечатления под общий знаменатель хорошая знакомая, также профессиональный ландшафтный архитектор.

Как человеку, влюбленному в Японию, мне не хотелось опорочить ее своими поверхностными знаниями, стараться имитировать, добиваясь документальной точности (чего и с чем?). Гораздо больше при определении того, что получилось, мне импонирует термин – реплика или прототип, свой взгляд на действительность. Здесь не так много видов, зато достаточно «отголосков», здесь не солируют отдельные растения, но они сами собираются в группы, здесь не имеет значения, что это за растения (в другом месте и в другое время будет другой сад и из других растений), но здесь, я надеюсь, больше солирует природа, а я лишь ей помогаю.

Поверьте, ведь у многих текст мыслей тот же, но сады при этом почему-то разные. Даже с близкими людьми, живущими под одной крышей, у нас абсолютно диаметральные взгляды на сад, причем в буквальном смысле. Взгляните в эти окна и тогда вы сможете увидеть сад их глазами, но не стоит забывать и о тех, кто на протяжении уже долгого времени с противоположной стороны старается обустроить этот мир.

Чего от него ждать в будущем? Интригу … как всегда”.

Татьяна Николаевна Матрусова:

“Уже в который раз я посещаю эту небольшую усадьбу, расположившуюся в ближайшем пригороде Москвы. Добрые мои знакомые некогда сбежали сюда от городской суеты и городских забот и создали здесь поистине райский уголок для жаждущей уединения души. Я брожу по этому удивительному саду и в изумлении останавливаюсь перед чайным домиком, который появился здесь совсем недавно. Насколько точно он соответствует он духу этого сада! Думали ли мои отшельники, создавая свой сад, создавая этот уединенный чайный домик, что они повторяют путь, уже давно проторенный для них сначала в Китае, а потом в Японии такими же интеллигентами, какими они были сами? Этого я не знаю. Знаю, однако, что Восток оказал большое влияние на них. И несомненно именно поэтому образ убежища для отшельника, который вот уже как минимум четыре века бродит по японскому усадебному саду, столь органично соединил воедино этот затерянный чайный домик со всем садом, созданным в японском стиле”.

ПОДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ВНИМАНИЕ НА ВОДУ ВНИМАНИЕ НА ВОДУ

Архитектура - бюро ZUN, сад - Елена Асташкина

ЗЕЛЕНЫЕ ТЕРРАСЫ ЕЛЕНЫ АСТАШКИНОЙ ЗЕЛЕНЫЕ ТЕРРАСЫ ЕЛЕНЫ АСТАШКИНОЙ

Ландшафтный проект у дома от архитектурного бюро ZUN. Рассказ в трех частях. Ч.1

FUTAGO HOUSE СЕРГЕЯ МАХНО FUTAGO HOUSE СЕРГЕЯ МАХНО
КЕНГО КУМА: “МЫ ЖИВЕМ В ЭПОХУ САДОВ” КЕНГО КУМА: “МЫ ЖИВЕМ В ЭПОХУ САДОВ”

Что проектирует знаменитый японский архитектор