С крыши Гридчинхолл видны как на ладони храм Дмитрия Солунского, все село Дмитровское, река Истра и дальние дали за Истрой. До Москвы всего 20 км, но здесь другой мир, созданный галеристом Сергеем Гридчиным.
Здесь он построил галерею с мастерской и жильем для художников (это большое современное здание), расположил в избе-пятистенке 1922 года офис, а сам поселился с красавицей-женой в современной пристройке. Правда, еще несколько лет назад все было по-другому: офис был в пристройке, а жил Гридчин в бревенчатом срубе, но в Гридичинхолле все постоянно меняется. Вот, например, сама эта изба вообще в начале стройки была перенесена в дальний угол участка, но Сергею стало жалко старые бревна и он виртуозно соединил их с новой частью дома.
Поменять местами дом/работу предложила дизайнер Ксения Никитина: «У Сергея такой прекрасный сад, который просто хочется всегда держать перед глазами, и пусть он будет виден в окна от пола до потолка».
В основном же, Гридчин все проектировал и придумывал сам. Мебель местами функциональная, местами дизайнерская, но в любом случае ей отведена подчиненная роль, а главную роль здесь играет искусство. Сергей живет с картинами и скульптурами, перевешивает работы, меняет их, художники приезжают-уезжают, остаются резиденствовать, выставляются здесь, и кажется, что в этом прекрасном месте перебывал весь российский contemporary art.
Мощнейшие по энергетике холсты Хвостова очень идут Гридчинхоллу, но также естественно сюда вписываются работы Владимира Грига, Анны Желудь, Бориса Матросова, а в местный пейзаж – красные человечки от«Pprofessors».
Сергей говорит, что он минималист, ему, например, нравится отделка (она же конструктив) арт-галереи – цементно-стружечные плиты, которые многие штукатурят и красят, но это, по его мнению, абсолютно лишнее.
У жены Светланы иные пристрастия, ей хочется смягчить мужскую брутальность, поэтому договориться им не всегда просто. Хотя ковры в Узбекистане Сергей и Светлана выбирали вместе: у Сергея страсть к красивым коврам кочевников, так же как к античному стеклу (оно выставлено в открытой витрине), так же как к хорошей живописи, так же как к сборам гостей на пленэре. А к чему у него нет страсти? Назревает риторический вопрос.
«Жизнь одна, и хочется все попробовать», – философски говорит наш хозяин, и мы переходим к следующей страстной любви Гридчина: саду.
Сад
«Я купил стандартный деревенский участок, вытянутый, сто метров по длинной стороне, на одной половине было приусадебное хозяйство, на второй половине сажали картошку. Стройка шла полным ходом, а я уже высаживал деревья – это было пять лет назад. Я не сторонник зимних укрытий, мой принцип –«что выжило, то выжило», с другой стороны, я уже давно экспериментирую с разными видами, еще когда жил в Жуковке, некоторые деревья так с собой и привез.
Вот, например, японский клен дланевидный перевез оттуда – но все равно он подмерзает, высоким не вырастет. Дальневосточные деревья все красавцы, но на родине у них зима снежная и мягкая, поэтому у нас они просто мучаются. Так же как рододендроны. А вот лиственница Кэмпфера, тоже с Дальнего Востока, отлично прижилась – очень хороша, необычной формы, шишки как розочки. Ее развел у себя директор Валентиновского лесопитомника – буквально из семян, привез оттуда, раньше у нас в средней полосе ее не было.
Вообще у меня много хвойных – зимой ведь нам не хватает зелени. Поэтому я сразу высадил сосны, ели, туи, пихты, можжевельник казацкий тамарисковый – он похож на слоеный пирог.
А самым красивым отечественным кустарником считаю бересклет бородавчатый. Но у нас его не продают, продают только крылатый и европейский. Может, потому что бородавчатый растет медленно. Но я не стал ждать милостей от питомников и выкопал бересклет в лесу. Теперь у меня их шесть штук. Еще у меня в фаворитах папоротники, хосты и кавказский морозник.
Что хорошо растет, тому всегда есть место в Гридчинхолле. Спиреи всех видов и сортов, черемуха Маака с корой янтарного цвета, магония падуболистная… Даже лаванда проблем не доставляет, надо только обрезать. На клумбе у сруба уживаются верески, ландыши, чабрец, ароматические травы. Каждую весну я что-то пересаживаю с места на место, создавая, так сказать, визуальную гармонию.
Беру пример с приятеля – военного лесника. У нас, оказывается, часть лесов принадлежит Министерству обороны, так вот он, как военный, должен засадить построенные или вкопанные стратегически важные объекты, создать искусственным путем дикую природу так,чтобы из космоса был виден только девственный лес. Вот и я так делаю».