Нам очень хотелось, чтобы историю о саде Мажореля привез наш любимый рассказчик, директор Тверского ботсада Юрий НАУМЦЕВ. И он не отказал.
Приезжавшие в Марракеш европейцы вряд ли могли противиться чарам этого города. Вот и Жак Мажорель, художник, сын известного мебельщика, работавшего в стиле ар деко, недолго сопротивлялся. Оказавшись в Марракеше в 1919-м, он покупает в 1924-м участок земли, на котором и создает легендарный сад, вошедший в историю под именем своего создателя – Сад Мажорель. Жак Мажорель проживет здесь всю свою жизнь до самой смерти.
И здесь есть один важный момент. Сад Мажореля – в первую очередь был задуман создателем как сад-студия, сад для вдохновения. Очень многие об этом забывают. Большинство приезжающих сюда, по сложившейся традиции, воспринимают его как сад-шоу, сад при доме, в котором хорошо проводить время в роскоши и восточной неге. Неслучайно, именно Сад Мажорель в 1980-м году приобретают Ив Сен-Лоран и Пьер Берже. Сен-Лоран также работает здесь как в студии, в наполненном глубоким содержанием арт-пространстве.
Многие порицают великого кутюрье за колористические нововведения. Я не считаю это ошибкой, ведь сады – живые пространства. К тому же, Мажорель – относительно молодой и вовсе не исторический сад, хотя бы на фоне садов Агдаль и Менара, которые находятся здесь же в Марракеше (как раз они являются одними из самых древних в мире). Сам Жак Мажорель строил пространство своего сада-студии на трех основных цветах – темно-красном, синем, насыщенно-зеленом, более он не пестрил, а легендарный гипнотический синий тон, подобранный им, так и называют – «синий мажорель».
Он лично сам расписывал парадную дверь, создавал дизайн изразцов, сам собирал коллекцию растений для своего сада, что удивительно, так как ботаником или садовником он не был, зато был увлеченным путешественником и спонсировал ботанические экспедиции. Это сад особенного пространственного устройства. В Мажорель следует ехать в поиске «жизненных» ориентиров, ведь его пространство построено на контрастах и вертикалях, которые, как известно, практически не подвержены линейной перспективе.
Пальмы и бамбуки, колоновидные кактусы и молочаи, графичные перголы вознесенные на вертикальных опорах, очень четкая графика самого здания. Мы видим игру между плоскими водоемами, крышами, патио и восходящими вертикалями, видим, как сталкиваются контрастные цвета.
А еще Мажорель, в свое время, очень чутко почувствовал то, чего добивались властители Марракеша за сотни лет до него. Эта земля знаменита своими садами во всем Магрибе, Агдаль и Менара сравнимы по масштабам с Версалем. Но предгорья Атласа, в которых расположен Марракеш, – сухие тропики, поэтому эти сады говорят еще и о глубочайшем понимании особенностей рельефа и гениальной ирригационной инженерии. Для них уже сотни лет назад с Атласских гор была приведена вода, и эти инженерные конструкции работают до сих пор. Жак Мажорель делает то же самое, не боясь и понимая степень затратности всех усилий, он решает превратить суровый и безводных участок земли в цветущий сад. “Ненасытный огр” – так он называл любимца всей своей жизни, ведь Сад высасывал из него все финансовые и духовные силы. Этой земле нужно было постоянно отдавать себя, в ответ получая – вдохновение, за которым ты сюда приехал.
P.S. Осенью 2017 открылся Музей Ива Сен-Лорана в Марракеше – в непосредственной близости от сада Мажореля. Здесь разместили около 20 000 экспонатов из фонда Пьера Берже. За архитектуру и интерьер отвечали Оливье Марти и Карл Фурнье – звездный дуэт Studio KO, построивший немало вилл на этой жаркой земле. Фасад музея сложен из местного кирпича, а кладка напоминает текстуру ткани дорогого костюма.