Что такое музейный парк, зачем он нужен, где посмотреть на лучшие образцы этого жанра в России и в мире, – рассказывает ландшафтный дизайнер и искусствовед Татьяна СОБЕННИКОВА.
Музейный парк – это небольшая территория возле музея, которая может служить местом отдыха, либо быть тематическим продолжением музея и использоваться как постоянная или временная экспозиция под открытым небом. Помимо более общих задач по благоустройству и озеленению территории, у музейных парков есть и частные задачи: например, привлечение внимания к музею и привлечение посетителей в музеи. Также она может служить буферной зоной от шумной дороги и связующим звеном между человеком, искусством и природой.
Зачастую пространство возле музея никак не используется. Причиной тому может быть ряд ограничений в существующей градостроительной ситуации, либо эта территория просто никаким образом не включена в общий ансамбль.
А если здание музея построено в природном ландшафте с минимальным вмешательством в него, или это музей под открытым небом, тогда считается ли эта территория «музейным парком»?
Если говорить о пространствах возле культурных учреждений, тогда необязательно ограничиваться только музейными парками, это могут быть и библиотечные парки, и театральные, и другие культурные пространства.
Ситуация и ограничения
Музеи в исторических зданиях строго подчинены их архитектуре и тектонике города. Загородные усадьбы являются не только культурным, но и историческим наследием, что тоже накладывает свои ограничения.
Довольно часто в городах встречаются «пробелы» – пространства, которые никак не используются. Бывают исключения вроде небольшой площади за зданием Центрального выставочного зала «Манеж» в Петербурге, которая задействована под временные инсталляции. Подобным образом включается пространство возле Музея современного искусства «Гараж» в Москве, но, опять же, не на постоянной основе (бюро МОХ и Музей современного искусства «Гараж» в 2021 году представили возле музея временную инсталляцию «Тишина».).
«Камнем преткновения» в создании любых подобных зеленых пространств становится проблема их финансирования, особенно это касается бюджета на озеленение. Но сад – это живой организм. Если же проект воплощен, тогда выступает проблема ухода за ним.
В городах и их исторических центрах особенно не хватает зелени, но парк не должен резонировать с окружающим городским ландшафтом, сопоставляя историческое наследие современности, а, наоборот, дополнять его. Новые здания культурных центров только только начинают появляться и тут возникает вопрос, а как будет развиваться пространство возле них?
Стратегии развития культурных пространств
В наших реалиях есть, по крайней мере, две стратегии развития культурных учреждений и парков рядом с ними: во-первых, децентрализация города – уменьшение потребности горожан ехать в центр города к доступным общественным пространствам. Филиалы крупных музеев открываются в регионах, появляются новые культурные пространства, что также способствует строительству новых зданий и парков возле них.
Во-вторых, создание «карманных» парков (pocket park) – это небольшая доступная зеленая зона, предназначенная для обеспечения отдыха и улучшения городской среды. Эти парки часто включают в себя зоны отдыха и озеленение на совсем небольших территориях в городской застройке.
Возможно, другие форматы культурных пространств и их более смелые проекты помогут решить проблему отсутствия подобных парков. Уже есть успешные примеры многоуровневых музейных парков, садов на крыше, музеев под открытым небом и других пространств.
ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ – УСПЕШНЫЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Привлечение внимания к музею
Возле Музея естественной истории в Лондоне открылись два новых сада: Сад эволюции и Сад открытий природы, выполняющие функции «галерей на открытом воздухе», и это самый показательный пример того, как можно привлечь внимание к музею и привлечь посетителей. Сады заменяют лужайку возле музея папоротниками, прудами и множеством скульптур диких животных. Они также выполняют образовательную функцию: повсюду установлены таблички, рассказывающие об истории животных и растений.
С этим местом у автора связана личная история. В 2011 году мы были в учебной поездке в Лондоне, где в культурную программу входили посещения музеев. Все свободное время после посещения Музея естественной истории мы провели на лужайке возле него. В ту поездку мы узнали, как много в Лондоне парков, и как важна зелень в городе. Интересно теперь побывать там снова и сравнить новый опыт с тем.
Сад как произведение искусства
Сад, созданный знаменитым голландским ландшафтным дизайнером Питом Удольфом, расположен возле корпусов музея дизайна Витра. Целью создания этого сада являлось привлечение внимания посетителей. На фоне строгой архитектуры зданий явно выделяются извилистые дорожки и плавные формы цветников – привлекающие внимание пятна различных цветов и фактур. Многолетние растения и злаки создают основу сада, который не является простым украшением архитектуры. Вместо этого ландшафтный дизайн дополняет здания и наполняет их новыми перспективами, как подчеркивает сам Пит Удольф. В этом случае сад сам по себе выглядит как произведение искусства.
Ландшафт – продолжение музея
Задачей архитекторов было интегрировать музей и сад в тектонику Оденсе – родного города писателя. Сад и музей объединены элементам, которые напрямую связывают внутреннее и внешнее пространство.
Высокая живая изгородь символизирует стены в саду, тем самым имитируя продолжение внутреннего пространства, стирая границу между садом и музеем. Такой прием позволяет посетителю гулять по извилистым дорожкам и создает ощущение непредсказуемости.
Сад на крыше
Музейное хранилище, помимо знакомства с полной коллекцией музея, предлагает также посещение парка на крыше. В открытом общественном пространстве в виде леса на крыше было высажено 75 многоствольных берез высотой в несколько метров, вместе с хвойными деревьями и декоративными травами. Березы выращивались в специальном питомнике в течение трех лет, прежде чем их высадили на террасе на крыше весной 2020 года. Крыша расположена на шестом этаже, на высоте около 35 метров.
Не только библиотека
«Это не только библиотека, но и сад» – так описывают свой проект сами архитекторы. Библиотека разместилась в отреставрированном здании бывшей табачной фабрики в помещениях, где располагались бани, предназначавшиеся для работниц фабрики. Вид из окон библиотеки открывается на внутренний сад. Архитекторы постарались сохранить дух места и внимательно отнеслись к культурному наследию.
Пространство сада создает приватную и спокойную атмосферу. Композиция выстроена так, что растения гармонируют с постройкой. Зелень и цветы выделяются на фоне нейтральных серых фасадов и серых гравийных дорожек. Продуманы разные уровни озеленения: акценты на невысоких деревьях, плавные формы цветников из многолетних растений, злаков и папоротников создают ощущение естественности, нерукотворности.
Сочетание различных фактур и оттенков зелени – от серебристой листвы до темно- зеленой, – свет, тень и форма демонстрируют изящество сада. Негромоздкая уличная мебель приглашает присесть, затеряться в саду и провести время на природе. Можно предположить, что чтение в такой атмосфере приносит совершенно другие эмоции и впечатления.
Поток мыслей, чувств, слов – символизирует поток воды, что отсылает к первоначальным купальням. Эта библиотека и сад являются отличным примером реновации здания и использования ранее незадействованного пространства, превращенного в сад.
Размытие границ и соединение с природой
Архитектурное бюро DnA пошло еще дальше и построило библиотеку (Карьер №8) и театральное пространство (Карьеры №9 и №10) в заброшенном карьере, используя его необычный рельеф и естественную акустику в свою пользу.
Проекты бюро отличает то, что они реализованы с минимальным вмешательством в естественную среду и выполнены с помощью простых средств. Бетон используется только для необходимых мер безопасности. Конструкции сделаны из стали, а их заполнение из спрессованного бамбука, который больше подходит для местного климата, нежели дерево.
Здание художественного музея Дзайшуй спроектировано японским архитектором Дзюнья Ишигами и представляет собой линейное сооружение, возведенное на стальных опорах. Архитектор хотел создать ощущение, будто музей выплывает из озера. В отличие от проектов DnA здесь здание контрастирует с природным ландшафтом – озером и горным массивом. Однако, оно также искусно вписано в существующий природный ландшафт.
РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ В РОССИИ
Размытые границы в наших реалиях
Можно ли назвать Парк Малевича в Подмосковье музейным парком? Для автора это открытый вопрос.
По словам архитекторов бюро Basis: «концепция построена на воссоздании связи природы и искусства, и предполагает использование базовых форм, приближенных к основным геометрическим фигурам: квадрату, кругу, треугольнику». Если рассматривать этот парк через призму соединения искусства и природы, то почему бы не назвать этот парк музейным – концепция парка подчинена искусству художника-супрематиста Казимира Малевича.
Но если парк есть, то возникает вопрос: а где музей? Музей предполагает музейные экспонаты, выставленные в здании или на открытом пространстве, которые рассказывают зрителю «свою историю». Если нет экспонатов, то история рассказывается другим способом, например, через инфографику или арт-объекты. Получается, в этом парке история «вплетена» в саму концепцию и рассказывается через образы и ассоциации. А само определение «музейного парка» в наших реалиях несколько размыто.
Музеи под открытым небом
«Остров Фортов» можно назвать тематическим городским кластером, посвященным российскому военно-морскому флоту. Архитекторы попытались создать музей под открытым небом в современном исполнении, соединяющий в себе исторический парк с интерактивными элементами, для того чтобы пространство было интересным всем группам населения. Парк вписан в существующий ландшафт, где были сохранены яблоневый сад и береговая линия. По территории всего парка высажены лаконичные композиции из хвойных и лиственных кустарников, дополненные многолетниками и декоративными травами.
Парк сочетает в себе место для семейного досуга и образовательное пространство. Интересен нестандартный подход в создании Аллеи Героев через образные арт-объекты и инсталляции.
Изначально «Триумфальная арка» не было местом для экспозиции. Архитектурное бюро Wowhaus предложили подчеркнуть ее историческую значимость и создали площадь, построенную композиционно вокруг арки. Таким образом, появился музей под открытым небом. Экспозиция рассчитана на восприятие «на бегу», привлекая внимание горожан. Помимо инфографики в экспозиции использовали таймлайн, встроенный в мощение площади – таблички с датировкой ключевых событий. Открытое пространство диктует свои особенности и ограничения, поэтому были использованы вандалоустойчивые материалы, рассчитанные также на любую погоду.
Для того чтобы отделить это место от шума дороги, архитекторы применили геопластику. По обеим сторонам ландшафт возвышается и его обрамляют искусственные холмы. В итоге это пространство получилось, зеленым островком с цветниками, живыми изгородями и деревьями, выполняющим просветительскую функцию экспозиции под открытым небом.
Бережное отношение к истории
Реконструкция музея-усадьбы «Архангельское» показывает нам тот факт, что с культурно-историческим наследием можно и нужно работать деликатно.
Задачей архитекторов было создать те условия, которые привлекут посетителей в усадьбу, но не будут противоречить идентичности места. Особый охранный статус Музея усадьбы накладывает свои ограничения – на территории объекта культурного наследия нельзя возводить капитальные постройки, поэтому были переоборудованы существующие. Малая архитектура выполнена в традициях русской усадьбы или дачи: белые решетчатые конструкции, плетеная мебель на террасе у кафе, тонированные деревянные скамьи в парковой зоне.
Был разработан единый дизайн-код, колористические решения нейтральные, сдержанные. Все новые объекты в парке интегрированы в существующий ландшафт и подчинены историческому и культурному наследию. Современные арт-объекты – лабиринт из древесных стволов, обрамленный пандусом со смотровой площадкой и зеркалами, – все же добавляют новизны, тем самым ненавязчиво внося свой вклад в историю.
Использование ограничений в свою пользу
Стратегия развития многих музеев и культурных пространств направлена на то, чтобы стать полноценным участником городской жизни. По итогам международного конкурса на лучшую концепцию реконструкции пространства у Политехнического музея было выбрано предложение уже упоминавшегося ранее японского архитектора Дзюнья Ишигами. Реализовало проект также не раз упомянутое архитектурное бюро Wowhaus.
Перед архитекторами стояла задача учесть градостроительную и транспортную ситуации вокруг здания, подземные коммуникации, а также соответствовать программе реконструкции общественных пространств в центре города.
На террасах высажено более 60 деревьев и более 1000 кустарников. Растения были специально подобраны для условий городской среды. В ассортименте присутствуют декоративные травы, папоротники, герань, хосты, спиреи, клены и другие многолетники, кустарники и невысокие деревья.
В итоге был создан многоуровневый «карманный» парк, включающий в себя «вертикальный сад», пешеходную зону, амфитеатр и городскую лестницу. Вероятно, это самый показательный на данный момент пример музейного парка, который задействует свободное пространство возле музея и выполняет функцию общественного пространства, привлекающего внимание к себе и к музею.
По проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно электростанция ГЭС-2 превратилась в Дом культуры «ГЭС-2». По задумке архитектора на склоне за Домом культуры появилась «Роща». Сад расположен над парковкой и в нем высажено плотной посадкой 620 берез по особой технологии, благодаря которой сдерживается рост корневой системы деревьев. Помимо отсылки к символике русской природы, березы служат архитектурным элементом. Графичные белые стволы сочетаются с белыми металлическими конструкциями внутри здания.
Помимо берез в роще высажены растения, характерные для средней полосы России: астильбы, хосты, папоротники, волжанка, белокопытник, бадан, морозник, копытень, барвинок и многое другое. По сути, «Роща» является садом на крыше, а также примером «карманного» парка.
Что происходит сейчас?
На данный момент есть несколько проектов, на которые стоит обратить внимание. Пока мы ждем реализацию этих объектов, имеет смысл познакомиться с их концепциями.
Близится к завершению строительство здания театра в Казани. С точки зрения ландшафтной архитектуры проект предполагает сохранение большинства существующих деревьев. При этом, по проекту кровля здания должна будет стать продолжением паркового пространства – на ней будут организованы сады и цветники. Растения подбирались таким образом, чтобы привлекать птиц и насекомых. Кустарники, почвопокровные и травянистые растения выбраны с учетом особенностей места.
В 2025 году планируется открытие музея, посвященного личности Алексея Гастева революционеру, профсоюзному деятелю, поэту и писателю. По задумке архитекторов музей должен быть не только историческим, но и интерактивным. В музее предполагается создание небольших выставок и смена экспонатов. Таким же «пространством изменений» должен стать и сад, который является переходом в музей. В этом пространстве появится столярная мастерская, в которой будут проходить мастер-классы, напрямую отсылающие к работам и опытам Алексея Гастева. Пространство в саду позволит переосмыслить идею того, как человек развивается через ремесло.
В данное время идет строительство большого культурного центра в «сердце Кузбасса» – городе Кемерово. По проекту на территории комплекса разместятся театральный зал на 950 мест, музейные и художественные студии, кафе и рестораны, VIP аудитории и репетиционные зоны, а также большой подземный паркинг. Проектом предполагается, что специально для комплекса будет выполнено искусственное возвышение ландшафта, а его окрестности, по словам архитекторов, превратят в «живописный парк».
По проекту в 2025 году Хабаровске появится новое здание Дальневосточного художественного музея и современное «общественное пространство-сад» с видом на реку Амур. Музей должен стать актуальной научной площадкой для изучения искусства и реставрации. Согласно первоначальной концепции, форма парка навеяна гибкими линиями разлива Амура, а в озеленении используются преимущественно хвойные растения, характерные для дальневосточной тайги.
Созидание
Главное ограничение – это боязнь нового, что, несомненно, противоречит желанию развиваться. В стратегии развития музейных парков и других культурных пространств, несомненно, должен использоваться комплексный подход. Необходимо учитывать исторические, экологические, градостроительные аспекты, а также архитектуру и тематику самого музея, библиотеки или театра. Если это новое здание, то нужно продумать как будет задействовано пространство возле него. Создание парка в уже сформированной среде не должно противоречить ей, а должно быть подчинено уже существующей идее.
Зачем делать зеленые общественные пространства возле музеев и библиотек? Причин может быть несколько: привлечение посетителей в музей или библиотеку, или, наоборот, сделать сад самостоятельным произведением искусства. А может быть сад будет продолжением музея или библиотеки, тем самым усиливая его тематику и стирая границы между зданием и садом.
Что, если у людей будет возможность выйти из здания библиотеки в цветущий сад и продолжить работу над диссертацией там? Или продолжить осмотр выставки за пределами здания музея? «Сад» в самом широком смысле слова ассоциируется с «созиданием». Создание зеленых и цветущих пространств необходимо людям. Ни для кого не секрет, что виды природы, зелень, зеленый цвет оказывают целебный эффект. На примерах выше видно, что создание зеленых пространств, особенно в городской среде, может выполнять разные функции или сразу несколько. Но самое главное – такое пространство стимулирует чувства и способствует отдыху человека.