Новый взгляд на дом и сад

БЕЛЫЙ SISSINGHURST

Этот сад Вита Сэквил-Уэст планировала зимой 1950-го года. По ее представлению, он должен был стать “бледным и призрачным”, таинственно-манящим в сумерках, и хотя до окончательный картинки было еще далеко, но писательница уже воображала “сову, бесшумно летящую через бледный сад, который я сейчас сажаю под первыми хлопьями снега”. Так она писала в своей еженедельной колонке газеты Observer.

Конечно же, у нее все получилось, и белый участок в Сиссингхерсте – это образец для подражания, английская классика, разобранная на цитаты.

Но что такое вообще Сиссингхерст?

Во-первых, это самый посещаемый сад в Англии. Ну, то есть такое абсолютный must see для местных и приезжих. Во-вторых, он очень многоплановый, по нему можно учиться делить ландшафт на «зеленые комнаты», добиваться регулярности, создавать эффектные “висты”, весенние цветники, монохромные цветники, вертикальные цветники, травяные и ароматические сады.

Ну, и в-третьих, его создательница заслуживает отдельного рассказа.

Вита Сэквел-Уэст – аристократка с цыганской кровью, взбалмошная, неукротимая, увлекающаяся как мужчинами, так и женщинами. При жизни была популярнее Вирджнии Вульф, после смерти – наоборот. История отодвинула в сторону ее литературные труды, зато выдвинула на передний план ее талант садовода. И личную жизнь тоже. Что происходило в семье Виты Сэквил-Уэст и Гарольда Николсона не знает только ленивый, но это пара умудрилась прожить вместе почти 50 лет! И Гарольд буквально зачах после смерти Виты.

Вита Сэквел-Уэст и Вирджиния Вульф

Говорят, она не хотела выходить за него замуж, у нее в это время был роман с Вайолеттой Трефусис, но мать Виты настояла на браке. Юная Сэквел-Уэст, высокая и крупная, запросто переодевалась в мужчину, именно в таком виде она сбежала в Париж со своей возлюбленной, а Гарольд ездил ее возвращать, в общем, история не для слабонервных. Потом были еще романы, потом на горизонте появилась Вирджиния Вульф, и здесь уже Вита остыла первой, а Вульф страдала, свой роман “Орландо” о вечно юном аристократе, сначала мужчине, потом женщине, она посвятила именно Вите Сэквелл-Уэст (история великолепно экранизирована Салли Поттер с Тильдой Суинтон в главной роли).

Тильда Суинтон в фильме “Орландо”.

Вирджиния Вульф покончила с собой во время войны в 41-м, а Вита Сэквел-Уэст в это время уже была хозяйкой восстановленного Сиссингхерста и мечтала прежде всего о том, чтобы с фронта вернулись ее прекрасные садовники.

Поместье они с мужем купили сразу, как только увидели. Почти развалины, и первое время, по свидетельству Виты, они с сыновьями спали в верхнем ярусе башни на раскладушках. Но реставрация (30-е годы) потихоньку шла, и создавался постепенно сад. Он – действительно творение двух людей. Все регулярное – кирпичные стены, боскеты, стриженые самшит, граб и тис – это от Гарольда, дипломата. Все нелогичное, буйно цветущее – от Виты, писательницы.

Круглый газон в тисовых стенах – творение Гарольда и один из самых жестких элементов сада.

Садом Вита занималась серьезно, постоянно писала в садоводческие журналы, у нее есть книги на эту тему, один из писательских гонораров она, кстати, целиком потратила на азалии. Поэтому в Сиссингхерсте садов, как таковых, несколько, есть монохромные цветники, липовая аллея, розарий, самая большая в Англии коллекция пряных трав – и каждое пространство решено по-своему и виртуозно. Все описывать не будем, остановимся сегодня на белом саде. 

Вита решила посадить только белые цветы и растения с серебристой листвой, но сначала выбрала неподходящее место – в тени, тогда как в списке у нее было очень много солнцелюбов. Работы переместились к домику священника, кстати, тут же располагалась летняя столовая, так что ужин в сумерках среди белых цветов был прекрасной идеей.

Поскольку участок должен быть стать принципиально монохромным, акцент делался на текстурах, формах и композиции. Сама Вита представляла себе это как “низкое море серой листвы, тут и там пронизанной высокими белыми цветами”.

Планировку задал Гарольд стрижеными боскетами, из других садовых элементов здесь только пергола и свинцовая статуя Девы Марии (копия той, что стоит у них в библиотеке). Все остальное – многолетники и однолетники, сменяющие друг друга на протяжении долгого сезона и обещающие постоянную декоративность.

В представлении участвуют розы сливочного оттенка, белые анемоны, георгины, душистая полынь, серебристая цинерария приморская, хлопковая лаванда, гипсофила, буддлея и белые колокольчики, гортензия грандифлора и белые пионы. Есть даже огромный аравийский чертополох (серебристого цвета) и серая иволистная груша.

Цветы подобраны так, чтобы картина сада менялась каждую неделю. Хотя бенефис этого сада – в июле, после хорового выступления июньских роз, которые Вита очень любила, но выбирала исключительно старинные однократно цветущие сорта. Еще она по запаху и с закрытыми глазами различала цветы и травы и составила целые списки ароматических растений на все сезоны. Но об этом мы как-нибудь в следующий раз…

P.S. В 2018-м году вышел симпатичный фильм “Вита и Вирджиния”, но сада вы там, к сожалению, не увидите.

кадр из фильма “Вита и Вирджиния”.

P.P.S. Есть уникальная возможность, о которой мало кто знает, арендовать на ночь “домик священника” и насладиться садом на рассвете, без туристических толп (сад открыт с 11 до 17.30).


ПОДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО СЛЕДАМ КАРЛО СКАРПЫ ПО СЛЕДАМ КАРЛО СКАРПЫ

Рекомендуем маршрут Дмитрия и Татьяны Хорошевых

КНИГИ ПОБЕДЯТ КНИГИ ПОБЕДЯТ

Бамбуковый лабиринт книгоиздателя Риччи

БОЛЬШЕ ЧЕМ ПОЭТ БОЛЬШЕ ЧЕМ ПОЭТ

Габриэле д’Аннунцио, вилла Витториале и сад с крейсером